Вверх
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общение » Япония » Бусидо
Бусидо
FleurДата: Пт, 09.07.2010, 18:48 | Сообщение # 1
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline


Бережливость

Воины на государственной службе, высокого или невысокого ранга, должны быть всегда бережливыми и стараться не сорить деньгами.

Что касается воинов, получающих жалованье, то даже если они на чем-то и «пролетят», но быстро изменят свое настроение и мышление и будут экономить везде, где только смогут, упрощая некоторые свои дела, то в скором времени они восстановят свои финансы. Это потому, что у них имеются сбережения.

Если воины менее высокого положения подражают лицам более знатным, понапрасну соря деньгами, то поскольку они не имеют никаких запасов, тратя все на удовлетворение всех своих желаний, то не имеет значения, сколько они сэкономят, они все равно не смогут расплатиться. В конце концов, они понесут огромные убытки и разорятся.

Индивидуальные доходы — дело частное, но те, кто находится на государственной или общественной службе, должны жить по стандартам своих коллег, что неминуемо требует определенных затрат. В этих условиях, если кто-нибудь разоряется и вследствие этого оказывается вовлеченным во всевозможные махинации и интриги, говоря то, что не следует говорить, и делая то, что не следует делать, таким образом приобретая скверную репутацию, — это следствие нерешенных финансовых проблем.

По этой причине надо начинать с полной осведомленности о своих финансовых делах и с самого начала жить в рамках своих средств, избегая пустых трат, даже самых малых, расходуя деньги только на обязательные нужды. В этом и есть основная суть бережливости.

Но есть еще кое-что, что должно быть усвоено. Когда вы привыкли экономить, не любите транжирить деньги и нацелены на сбережения и экономию во всем, вы быстро восстановите свои финансы и станете даже более богатым, чем были раньше. Но если при этом вы станете скупым и жадным, пренебрегающим в конечном счете своими обязанностями и службой, так как все, о чем вы думаете, — это преумножение денег, то все это затем выливается в крайне неприятное свойство, называемое скряжничеством.

Подобное может случиться с крестьянами и горожанами, но воина-скрягу окружающие просто презирают. Это происходит потому, что тот, кто считает ниже своего достоинства тратить деньги даже на серьезные цели, а таких довольно много в мире, наверняка не сможет легко отдать свою единственную жизнь. Вот почему древние говорили, что скряга — это второе имя труса.

Болтовня и критиканство

Полными идиотами считают тех воинов, которые хвастают, и тех, которые занимаются критиканством; они кажутся похожими, но следует понимать, что они очень разные.

Поясняю. Среди воинов старшего поколения было несколько таких, кто погубил свою заслуженную в боях репутацию неумеренным бахвальством. Даже среди знаменосцев сегуна встречались хвастуны. В те времена были горстки воинов, известных как болтуны, в феодальных поместьях практически в каждом уезде.

Эти болтуны отличились во времена военной службы и к тому же полностью соответствовали нормам кодекса воинов; в мирное время преуспеть в профессиональном и социальном плане им мешали упрямство и настырность, не позволяющие служить или выступать в роли советника. Жалованье и положение не соответствовали их заслуженной великолепной репутации, поэтому у них развилось наплевательское отношение ко всему; они высказывали все, что хотели, и всякий раз, когда хотели. А так как их господа и высшие советники игнорировали этих служак, как перешедших все рамки приличия, болтуны становились все более несдержанными, высказываясь о людских достоинствах и недостатках безапелляционно и не извиняясь, бахвалясь до конца своих дней.

Что до сегодняшних хвастунов» то они даже никогда не надевали военные доспехи, и всякий раз, когда они оказываются вместе со своими закадычными друзьями, начинают ругать управление хозяйством своего господина или осуждать личную политику руководства; и кроме того, распространяют сплетни о своих хозяевах и коллегах. Люди, подобные им — глупцы, считающие, что они одни умники. Они резко отличаются от хвастунов старых времен. Их бы следовало назвать скорее очернителями или пустомелями.

Вассалы

Воин, который получает жалованье от сюзерена за службу, не может полностью выполнять свои обязанности, пока считает, что его тело и жизнь принадлежат ему самому.

Поясню. Различаются две категории людей, несущих службу во владении господина. Слуги низкого ранга и свита заняты день и ночь и усердно работают, но это не означает, что они готовы пожертвовать своей жизнью в интересах господина. Поэтому, если они нерешительны на поле боя, в этом нет ничего недостойного для них. Их можно назвать наемными работниками, которые продают только свое тело, свой труд.

Рыцарь, напротив, посвящает службе свою единственную жизнь. Так как владение лорда изначально представляет собой воинский лагерь, в случае возможной опасности каждый хозяин поместья предоставляет воинское ополчение в соответствии со своим статусом.

Например, барон с поместьем в 100 000 коку официально обязан поставить отряд из 170 всадников, 60 пеших лучников, 350 пехотинцев с ружьями, 150 улан и 20 знаменосцев. Число дополнительного персонала сверх официальной заявки зависит от возможностей и желания командира.

Когда это ополчение уходит на место сражения, достаточное количество мужчин должно остаться в поместье, чтобы охранять замок и предотвратить его окружение и осаду. Поэтому определенное число воинов, хотя иногда и больше, чем требуется, остается в замке. Среди них могут оказаться люди с врожденными физическими недостатками или те, кому, похоже, недостает решимости; но к ним относятся снисходительно и им доверены все наследственные права и полномочия.

Следовательно, как вассал, кто-то может допускать особые отношения со своим хозяином, единственным для него среди всех лордов уездов и провинций Японии. Даже если вы получаете небольшое жалованье в 100 коку, за 10 лет это составит 1000 коку риса. Итак, если вы соберете весь рис, который получила ваша семья за десятилетия со времени еще ваших предков и до ваших дней, какой же огромной будет эта сумма?

Когда приходит время расплатиться за эту господскую благодать, если вы только исполняете свои обычные обязанности в охране, эскорте или служа порученцем — в мирное время такая работа называется «слоняться и бить баклуши», — вашу службу едва ли можно назвать выдающейся.

Но однажды может сложиться критическая ситуация. Сущность службы воина — держать свои соображения при себе, призывая Бога войны в свидетели, что вы не заставите других делать то, что должны и можете сделать сами — идти первым в атаку, или возглавить осаду, или руководить арьергардом при возможном отступлении, или, в зависимости от своего ранга, встать на пути вражеских стрел, летящих в вашего господина или командира, или стоять насмерть и умереть героической смертью в неравном бою.

Безотносительно к чему-либо, раз вы постигли эту сущность своей службы, ваше тело и ваша жизнь уже не принадлежат вам. Так как вы никогда не знаете когда понадобитесь своему господину, вы должны более тщательно следить за собой, избегая пагубных привычек, таких как обжорство, пьянство и неразборчивость в половых связях.

Не считайте подходящей для себя смерть в домашней постели, сторонитесь ссоры, в которой вы убьете своих товарищей и потеряете свою жизнь, — вы должны избегать такого рода нелояльного и безответственного поведения.

Чтобы избежать этого, лучше всего не высказываться необдуманно. Возражения появляются во время беседы, и если однажды возникнет спор, дело обязательно дойдет до взаимных оскорблений.

Когда два несдержанных воина доходят до обмена оскорблениями, это неизбежно приводит к стычке. Поэтому преданный и добросовестный воин, или кто-либо еще, кого можно назвать здравомыслящим и интеллигентным человеком, это тот, кто проявляет полное понимание, постоянно сдерживает себя и с самого начала спора уклоняется от возможной ссоры, напоминая себе, что его тело и жизнь уже принадлежат сюзерену.

Продолжение следует :)



 
FleurДата: Вс, 11.07.2010, 11:03 | Сообщение # 2
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Noein, я поищу ^^

Добавлено (10-07-2010, 12:06)
---------------------------------------------

Quote (Noein)
как вообще выглядит этот кодекс на японском.

Добавлено (11-07-2010, 11:03)
---------------------------------------------



Вежливость и почтительность

Верность и семейный долг обязательны не только для воинов; крестьяне, ремесленники и торговцы подчиняются тем же правилам.

Тем не менее, когда молодые люди или слуги проявляют невежливость в разговоре и просто в общении со своим господином или родителями, на это не обращается внимание, пока они искренни в своем уважении к своему господину и родителям. В этом суть понятий верности и семейного долга у трех низших сословий. Для воина не имеет значения, насколько велики верность господину и чувство семейного долга в его сердце. Если эти чувства к господину и родителям выражаются без надлежащих учтивых манер, о вас нельзя сказать, что вы соответствуете своему предназначению воина.

Однако, общаясь с господином, который обходится без слов, или в отношениях с родителями воин может даже быть грубым и невнимательным в их присутствии. Вот когда вы остаетесь внимательным и чутким, даже находясь вне дома, где ваш господин и родители не могут знать, чем вы занимаетесь, и ваше поведение во мраке ночи не отличается от того, как вы ведете себя при свете дня, тогда именно это называется истинной преданностью и сыновней почтительностью воинов.

Где бы вы ни спали, не ложитесь ногами в направлении вашего господина. Когда устанавливаете пучки соломы для упражнений в стрельбе из лука, не допускайте, чтобы стрелы ложились вблизи вашего господина, когда вы кладете копье и меч на подставку, не направляйте их острие на господина.

Кроме того, выпрямьтесь (сядьте прямо), когда вы слышите или говорите что-то, имеющее отношение к вашему господину. Ни к чему хорошему не приведет, если вы будете валяться в неприличном виде, сплетничая о своем господине, или читать письмо от родителей без должного внимания, выбросив его впоследствии или использовав для чистки трубки или лампы.

Когда люди, ведущие себя таким образом, встречают представителей других домов и в других местах, они разглагольствуют о негативных сторонах хозяйства своего господина и его домочадцах. Или, если они встречают кого-либо, кто льстит им, они радостно подхватывают насмешки над родителями, братьями и сестрами, осмеивая их и пороча их репутацию. Из-за этого в один прекрасный день они будут наказаны своим господином или родителями, или столкнутся с серьезными неприятностями, или умрут смертью воина, брошенного судьбой. Даже если они уцелеют, они уже ни на что не будут годиться или на любом уровне не смогут вести достойную жизнь.

В период Кэйтё (1596—1615) жил бесстрашный рыцарь по имени Кани Сайдзо. Он командовал пехотой под началом Фукусима Масанори, Гранда императорской стражи Левых. Он охранял Железные ворота замка Хиросимы в Аки. Так как вельможа дежурил круглосуточно, а был уже в преклонном возрасте, он любил подремать.

Однажды рассыльный из личной службы Масанори пришел к Сайдзо, когда он дремал, и принес перепелку, пойманную соколом. Мальчик доложил, что перепелка послана Сайдзо самим лордом Масанори, чей сокол и поймал ее.

Услышав это, Сайдзо поднялся, вновь облачился в официальный костюм, который он снял, чтобы подремать, и повернулся лицом к главной ставке Масанори, чтобы принять дар, говоря, что он немедленно пойдет туда, чтобы выразить свою благодарность. Затем он отругал рассыльного, ворча: «Даже хотя ты всего лишь мальчик, ты полный идиот! Если это послание от лорда, прежде чем объявить о нем, подожди, пока я приведу себя в порядок,, и. затем официально передай мне послание.

Вместо этого у тебя хватило смелости доложить мне о послании от лорда в момент, когда я еще лежал! Если бы ты не был всего лишь мальчишкой, тебя бы наказали за это, но, видя, какой ты еще ребенок, я отпускаю тебя».

Получивший взбучку помощник поспешил назад и рассказал мальчикам-слугам о случившемся. Масанори услышал рассказ, он позвал рассыльного и расспросил его. Мальчик поведал всю историю. Рассказывают, что Масанори произнес: «Понятно, что Сайдзо рассердился на твою невоспитанность. Я хотел бы, чтобы у всех воинов провинции Аки и Бидзэн было сердце Сайдзо. Тогда все станет возможным».

Власть заимствованная и власть украденная

Для рыцаря на службе существует такое понятие, как заимствование на время властных полномочий своего господина, и такое понятие, как узурпация, или захват власти господина. Для лорда также существует понятие передачи власти и полномочий слуге и понятие потери власти, украденной неверным слугой.

Предположим, рыцарь, которому поручили ответственную работу, молод или занимает невысокое положение. В зависимости от обычаев, принятых во владении господина, и обстоятельств тех времен, он может выполнять задание, ссылаясь на некоторые полномочия, которыми его наделил господин. Так как на первых порах это в интересах сюзерена, подчиненный на время выполнения порученной ему работы заимствует властные полномочия господина, чтобы управлять делами поместья. Это называется заимствованием власти сюзерена.

Располагая полномочиями господина, рыцарь после полного завершения своей работы и удовлетворения потребности людей, позаботившись о делах хозяйского владения, обязан затем незамедлительно возвратить эти полномочия, то есть снять их с себя и заняться непосредственно своей работой в соответствии с правами, соответствующими занимаемому посту. Однако может так случиться, что обласканный славой и имеющий за собой хозяйскую силу и влияние воин сделается алчным и в конечном счете загорится идеей сохранить за собой властные полномочия господина. Это называется кражей, или узурпацией, власти сюзерена.

Далее, передача части власти сюзерена для усиления влияния слуги является примером действий просвещенного лидера и мудрого командира. Это называется временной передачей (одалживанием) властных полномочий слуге. Неприятности начинаются, когда сюзерен не отзывает обратно свои полномочия сразу же после выполнения слугой задания, оставляя их переданными на неопределенно долгое время. В итоге их становится трудно восстановить в прежнем состоянии; и в результате хозяйская власть (или ее часть) узурпируется. Это называется захватом, или кражей, власти вассалом.

В этом не только главный личный и профессиональный позор и унижение для сюзерена, но и источник многих бед и потерь. Если слуга приобретает слишком большое влияние, власть сюзерена, его достоинство и высокое положение, естественно, ослабеют. Все его имущество перейдет к слуге, и рыцари поместья сообразят, что для получения официального одобрения на все действия им достаточно всего лишь согласия влиятельного слуги. В силу этого рыцари будут, естественно, стараться снискать его расположение и меньше думать о своем господине.

Таким образом, сюзерен и его сторонники будут отстранены от управления, и вряд ли преданные и верные сюзерену рыцари смогут появиться в таком владении. Случись что-нибудь неприятное или переворот, во владениях сюзерена совсем не окажется достойных мужчин, могущих взять ситуацию под свой контроль.

И далее, бывает так, что даже все чиновники, близкие к сюзерену, как и рыцари в гражданских учреждениях, не говоря уже о рыцарях менее значительных, находятся под прессом власти одного-единственного слуги-фаворита, наделенного полномочиями сюзерена.

Понимая, что это вредит положению господина, они все же стараются не рассказывать об этом, не желая поставить господина в известность о происходящем, даже хотя сами возмущаются этим и тайком жалуются своим близким друзьям. При таких обстоятельствах у сюзерена просто нет возможности узнать о деспотизме, привилегированном положении и росте влияния своего слуги.

В результате этого умолчания сюзерен продолжает оставаться в неведении и считает, что все, что делает тот слуга, делается правильно. Неизбежно этот господин подвергнется общественному осуждению за то, что обрек себя на неприятности по собственной халатности и неумению правильно разбираться в людях, а это качества, не подобающие никому в положении сюзерена или главнокомандующего.

И в довершение всего, поскольку этот человек не страшится глаз и ушей господина и еще меньше принимает во внимание настроения и мнения своих сослуживцев, он начинает подкупать мелких служащих, используя имущество господина, чтобы давать подарки его друзьям и получать от них ответные дары уже для самого себя, и принимать гостей, угощая их припасами из хозяйских кладовых.

Поскольку он распоряжается хозяйской собственностью как своей, финансы господина в конце концов истощаются. Это еще одна большая беда, случающаяся с теми сюзеренами, кто позволил слугам узурпировать власть.

Уясните для себя окончательно: пока мы состоим на службе у своего сюзерена и получаем от него щедрое вознаграждение, крайне необходимо быть всегда почтительными, сдерживать собственную гордыню и служить таким образом, чтобы преумножить власть и достоинство своего господина во всех отношениях. Вот почему старики говорят, что «преданный слуга знает лишь, что у него есть господин; он не знает, кто он сам».

Военная служба

Вообще-то говоря, официальные обязанности воинов двояки: сражаться и строить. Когда идет война и изо дня в день то там, то здесь продолжаются бои и стычки, воину совсем не до отдыха.

Строительство ведется в ходе боевых операций — здесь крепость, там — ров; баррикады, укрепления, сторожевые будки. Изнурительный труд всех без исключения, невзирая на положение, на тяжелой строительной работе, может продолжаться сутками и требует энергичных усилий.

В мирное время нет боев, и не надо для их подготовки ничего сооружать. Поэтому воины, служащие под началом военачальников, больших и малых, выполняют такие обязанности, как охрана, сопровождение, доставка корреспонденции и многие другие дела.

Если люди думают, что эти гражданские обязанности и есть настоящая работа воинов, они перестают считать сражение и строительство важнейшими обязанностями воинов. Когда даже в редких случаях сёгун требует участия баронов и лендлордов в общественных проектах, и расходы, будучи большими, распределяются среди рыцарей, состоящих на службе в их владениях, так, чтобы каждый мог внести небольшой взнос, недовольство и ворчание по поводу того, что эти поборы незаконны, проистекает из непонимания того факта, что сражение и строительство — две важнейшие стороны воинской службы.

Что касается обычных, повседневных дел, таких как охрана, сопровождение или доставка корреспонденции, то если вы считаете обременительным делать свою повседневную работу и притворяетесь больным, чтобы без колебаний переложить работу на своих сослуживцев; если вы против совместной оплаты расходов на поездку в случае командировки и, страдая от трудностей дороги, притворяетесь больным, чтобы переложить расходы и хлопоты на других, не опасаясь их презрения; если несмотря на то, что идти недалеко, вы не стесняетесь брюзжать в присутствии коллег о необходимости идти куда-то дважды в один и тот же день или выходить в дождь, делая свою работу с плохим настроением, даже если и трудитесь упорно — тогда вы ничем не отличаетесь от простого лакея или простолюдина, натянувшего на себя шкуру воина.

Когда рыцари, рожденные в Эру воюющих государств, шли в бой, летом ослепительное солнце безжалостно жгло их доспехи; зимой ледяной ветер проникал сквозь амуницию. Они мокли под дождем, их заносило снегом. В поле и в горах они спали, положив голову на рукав, ели только неполированный рис и соленый суп.

В открытом ли бою, при осаде крепости или при обороне укрепления рыцари испытывали страшные лишения и усердно трудились. Единственное, чего они не испытывали — это просто обычное нормальное состояние.

Когда размышляешь об этом, становится понятно, какое большое счастье родиться в мирное время, когда летом мы вешаем сетки против москитов, зимой закутываемся в ночные пижамы и ватные одеяла, едим, что любим, и живем в мире и комфорте. Ведь в это время нет достаточных оснований заботиться об охране дома или сопровождать кого-либо или быть посланным с каким-нибудь трудным заданием.

Рассказывают, что великий воин, известный как Мастер-лучник, имел привычку писать на стене четыре слова, которым он следовал в повседневной жизни: «Всегда на поле боя». Я отмечаю это для назидания начинающим воинам.



 
FleurДата: Вс, 11.07.2010, 19:29 | Сообщение # 3
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Noein, краткость - сестра таланта хД
 
БелечёкДата: Пн, 12.07.2010, 04:35 | Сообщение # 4
.png" />
Группа: Странник
Сообщений: 1899
Статус: offline
Вааааай Молодец ^ ^
Еще давай ^ ^

 
FleurДата: Пн, 12.07.2010, 22:57 | Сообщение # 5
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Продолжение темы
Комментарии, обсуждения и пожелания - тут

 
БелечёкДата: Вт, 13.07.2010, 06:19 | Сообщение # 6
.png" />
Группа: Странник
Сообщений: 1899
Статус: offline
Вааах ^^ Молодец, если найдеш, текстовом виде кодекс Бусидо скинь плиз ^^
 
FleurДата: Чт, 15.07.2010, 21:10 | Сообщение # 7
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Продолжение
Лотар_Миротворец, если найду ^^

 
FleurДата: Вт, 20.07.2010, 10:57 | Сообщение # 8
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Продолжение
 
БелечёкДата: Ср, 21.07.2010, 09:58 | Сообщение # 9
.png" />
Группа: Странник
Сообщений: 1899
Статус: offline
Ням ням вкусна инфа, Огромное спасибо и + по репе хД
 
NavakiДата: Пт, 23.07.2010, 12:38 | Сообщение # 10
.png" />
Группа: Странник
Сообщений: 2586
Статус: offline
Прикольно!)
 
FleurДата: Пт, 23.07.2010, 13:27 | Сообщение # 11
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Продолжение
 
FleurДата: Вс, 25.07.2010, 22:07 | Сообщение # 12
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Продолжение
К слову, там еще 25 глав)

Добавлено (25-07-2010, 22:07)
---------------------------------------------
Продолжение


 
ДзинДата: Вс, 25.07.2010, 23:02 | Сообщение # 13
Группа: Странник
Сообщений: 2399
Статус: offline
Бусидо? Хммм, вродь есть Бушидо реслинг.
 
FleurДата: Пн, 26.07.2010, 10:59 | Сообщение # 14
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Дзин, где?)
продолжение

 
ДзинДата: Пн, 26.07.2010, 11:46 | Сообщение # 15
Группа: Странник
Сообщений: 2399
Статус: offline
Fleur, Я бы сказал где=) Вродь Бушило эт японский реслинг.
 
FleurДата: Пн, 26.07.2010, 12:04 | Сообщение # 16
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Дзин, Бусидо это кодекс поведения самурая
Согласись, отличается от Бушило х)

 
ДзинДата: Пн, 26.07.2010, 12:55 | Сообщение # 17
Группа: Странник
Сообщений: 2399
Статус: offline
Fleur, Бушидо* Моя ошибочка ^___^ Соглашаюсь.
 
FleurДата: Вт, 24.08.2010, 20:00 | Сообщение # 18
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Продолжение))

Добавлено (31-07-2010, 19:30)
---------------------------------------------
Продолжение

Добавлено (05-08-2010, 20:46)
---------------------------------------------
Продолжение...)))

Добавлено (09-08-2010, 17:04)
---------------------------------------------
Тыц))

Добавлено (15-08-2010, 16:30)
---------------------------------------------
Продолжение

Добавлено (24-08-2010, 20:00)
---------------------------------------------

Строительство дома

Когда воин, состоящий на службе, строит дом, он поступает разумно, если делает его внешние атрибуты — ворота, сторожевую будку, прихожую, гостиную — такими совершенными, какими им подобает быть в доме воина.

Поясняю. В любом городе-крепости пришельцы из других мест и уездов могут дойти лишь до внешних границ города и видеть только его окрестности. Если дома воинов приятны на вид и выглядят скромными и мирными, это создает хорошую репутацию владельцу замка.

Другое дело — внутренние помещения, комнаты для жены и детей и т.п.; в данном случае имеет смысл лишь чем-нибудь защитить их от дождя, не важно, насколько уродливо это будет выглядеть, поэтому и тратить на обустройство комнат надо по возможности меньше.

Поясняю. Во времена войн даже великий барон, владелец замка, всегда опасается быть окруженным и блокированным в своей цитадели, поэтому дома воинов во втором и третьем кольцах, как правило, делаются невысокими и небольшими и легко и быстро сооружаемыми.

Специально для воинов внешнего кольца (первой линии возможной обороны), которые непременно сожгут свои собственные дома в минуту опасности, нет смысла строить долговечные сооружения. Поэтому сооружаемые здесь сверхлегкие постройки годятся лишь для сна.

С этой точки зрения, даже в наше мирное время, рыцари, совершенствующие Путь воина, не должны строить себе причудливые, вычурные, дорогостоящие дома, как если бы они собирались поселиться в них навечно.

К тому же, если случится пожар, сразу же придется сооружать новое жилье. Если вы не примете всего этого в расчет и потратитесь на постройку дома, легко залезая в долги, такое поведение можно, без сомнения, назвать чудачеством или экстравагантностью.

Требования военной службы и принципы боя

Те, кто предполагает стать воином, даже если они и низкого происхождения, должны выбрать подходящего наставника, который научит их искусству войны, дав полное понимание требований военной службы и норм поведения в сражении, включая и скрытые хитрости.

Некоторые могут сказать, что неподходящее это дело — посвящать воинов невысокого ранга в особенности военной службы, но это очень вредное и ошибочное мнение. Позвольте пояснить.

История свидетельствует, что среди людей, добившихся уважения на посту главы уезда или префектуры или прославившихся как отличные военачальники, многие поднялись из низов без поддержки семейных кланов лишь благодаря своему труду и способностям. Даже сейчас, если вы происходите из незнатного рода и намерены сделать карьеру, при определенных условиях вы можете стать и командующим целого округа.

Более того, если воины изучают военную науку, те, кто сообразителен от природы, станут еще умнее, в то время как те, кто в чем-то тугодум по натуре, достигнут черты, за которой они уже не будут делать явные глупости. Поэтому воины не должны пренебрегать изучением военной науки.

Правда, если они недостаточно хорошо овладевают военным искусством, они могут преисполниться самодовольством в отношении своих знаний, глядя сверху вниз на окружающих. Витая в облаках неверных теорий, такие вояки собьют с толку молодых и навредят их положению. Хотя они произносят слова, которые могут казаться правильными и правдивыми, но в глубине души остаются очень корыстными, всегда подсчитывающими прибыль и убытки. Со временем их характер деградирует, и они навсегда утрачивают даже менталитет воина.

Если вы собираетесь изучать военную науку, то не должны останавливаться на полпути. Необходимо заниматься, пока не постигнете все потайные хитрости, и потом вернуться к природной простоте и жить в мире. Если, однако, вы проводите свое время в недостаточно глубоком изучении военной науки, то невозможно постигнуть все скрытые тонкости военного искусства; в связи с этим утрачивается путь возвращения к природной простоте, что расстраивает вас и деморализует; это наиболее печально.

В этом контексте постижение военной науки и возврат к простоте связаны с вашим настроем перед учебой. Это точно как с бобовой пастой, которая воняет именно бобовой пастой — с древних времен принято было говорить, что, когда вы встречаете ученого специалиста, от которого «разит» военной наукой, вы не можете устоять перед запахом.

Управление домом

Если поведение жены воина каким-то образом раздражает его, он должен объяснить ей причины этого и предостеречь таким образом, чтобы ей стало понятно. Если это небольшая провинность, благоразумно простить и отнестись к этому терпимо.”Но, если жена плохо ведет себя длительное время и окончательно не собирается исправляться, воин просто разводится с ней и отсылает ее обратно к родителям. Это, однако, делается в исключительных случаях.”

Как бы то ни было, если вы не последуете подобному совету, а вместо этого будете кричать на жену, которую должно уважать как хозяйку вашего дома, и оскорблять ее ругательствами, то подобное допустимо для поведения кули где-нибудь в глухих закоулках делового района, но никак не соответствует поведению рыцаря-воина. Еще более нежелательно размахивать мечом или ударить жену кулаком — это ужасное поведение, свойственное трусливому воину.

Поясню. Женщина, которая родилась в семье воина и достигла брачного возраста, никогда бы не позволила, чтобы ее избили, если бы она была мужчиной. Но потому, что она более низкого статуса как женщина, у нее нет выбора, кроме как кротко терпеть насилие. Оскорблять того, кто не может дать сдачи, — это нечто, чего храбрый воин просто не может делать. Того, кто совершает поступки, отвергаемые храбрецами, называют трусом.

Храбрость

В поведении воина главными считаются только три вещи: преданность, почтительность и храбрость. Мы говорим о рыцарях, которые верно служат; о рыцарях, которые верны долгу, и о рыцарях, которые бесстрашны и сильны. Воины, которые сочетают в одном лице эти три достоинства — верность, почтительность и храбрость, считаются рыцарями высшего порядка.

Рыцари высшего порядка довольно редки, даже в отрядах в сто или тысячу воинов. Что касается различия между теми рыцарями, кто считается верными работниками, и теми, кто предан службе, оно постоянно проявляется в их поведении и легко распознается.

Кто-то может усомниться, что в мирное время, когда нет войны, возможно определить круг обязанностей храброго человека. Это не так, я объясню.

Вообще говоря, отвага — это не то, что проявляется только тогда, когда вы надеваете доспехи, берете оружие и сражаетесь в бою. Разницу между отвагой и трусостью можно увидеть в повседневной жизни.

Тот, кто по натуре храбр, проявляет верность и привязанность к своему господину и своим родителям; и если появляется свободное время, изучает литературу и тренируется в боевых искусствах. Он избегает личной роскоши и считает ниже своего достоинства потратить на излишества даже гроши. Однако он не скуп и при необходимости свободно тратит деньги.

Он не пойдет, даже если ему захочется, туда, куда распоряжением господина запрещено ходить, или это может не понравиться его родителям. Он откажется даже от тех вещей и привычек, от которых трудно отказаться, чтобы только избежать недовольства своего господина и родителей.

Он следит за фигурой и, так как он хочет совершить что-нибудь выдающееся в жизни, он всегда следит за своим здоровьем, умерен в еде и напитках. Он также сторонится плотских забав, главных искусителей человечества, и снисходительно и терпимо относится ко всему остальному.

Все это отражает образ мышления, свойственный храбрецам. Что до трусов и малодушных, то они только внешне изображают почтительность к господину и родителям, нисколько не заботясь о них на деле. Они не избегают вещей, запрещенных господином или не нравящихся их родителям; они даже часто бывают там, куда не должны ходить, и делают то, что не должны делать. Поступая, как им приятно, они обычно дремлют по утрам и после обеда. Они ненавидят занятия литературой, и даже если упражняются в боевых искусствах, то относятся к этому с прохладцей. Они лишь хвастаются умением, которого на самом деле не могут достигнуть.

Они расточительны, когда дело доходит до бесполезных навязчивых идей и экзотических обедов, но очень скупы, когда возникает действительная необходимость платить. Их не заботит сохранение наследства, которое они получат от родителей, еще меньше они пекутся о своевременном обновлении воинской экипировки.

Если они часто болеют, то не могут в полную силу заниматься государственной службой; сами нечуткие, они донимают своих родителей, переедают, слишком много пьют и чрезмерно увлекаются сексом.

Стоит вам дать слабину, и ваша жизнь, подобно вышеописанной, станет чем-то, что приходит от слабого и незрелого разума, неспособного сдерживать порывы и терпимо относиться к происходящему. Подобное поведение обычно отражает менталитет малодушных рыцарей.

Вот почему я говорю, что храбрость и трусость можно, безусловно, различить в повседневной жизни.


 
Форум » Общение » Япония » Бусидо
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: