Главная » Доска объявлений » Восточная Культура » Япония |
15.08.2010, 16:30 | |
Служба Когда вы на службе, а ваш сюзерен испытывает финансовые затруднения из-за больших расходов, у него может не остаться никакого другого выбора, как обратиться к вам с просьбой о заимствовании денег из вашего регулярного жалованья за несколько лет. Размер суммы значения не имеет: раз уж вы согласились, недостойно воина жаловаться кому-либо, даже в обычном разговоре с женой и детьми, на то, как это было трудно и нежелательно для вас. Поясню. С древних времен существовало и даже сейчас существует незыблемое правило для вассалов воинских владений — держаться всем вместе и приходить на выручку своему сюзерену, когда он в затруднительном положении, а для сюзерена непреложной обязанностью всегда было использовать свое могущество для помощи вассалам в трудную минуту. Когда сюзерен испытывает финансовые трудности, это отражается на всеобщем благополучии. Обычно отменялось даже то, что сюзерен предполагал сделать, как крайне необходимое всему владению. Для слуг было тяжело и неприятно видеть своего сюзерена в таком положении. Идет обычная жизнь, но вдруг случается неожиданное происшествие на границе — такое возможно любой день — и приходит приказ отправляться туда на регулярную военную службу. Настает время приготовлений, и первое, в чем возникает нужда, — это, конечно, деньги. Когда юный сюзерен оказывается без средств и не знает, несмотря на весь свой ум, каким способом достать деньги, другие бароны тем временем уже готовятся к необходимому развертыванию войск в назначенный день, и даже если ваша дружина слабо подготовлена, вы все равно должны хорошо ее подать. В мирное время шествие вооруженных людей воспринимается всеми сословиями как прекрасное зрелище. Так как это демонстрация силы сюзерена, негоже, чтобы экипировка вашего отряда была хуже, чем у остальных, это станет позором на всю жизнь для сюзерена и командира. Сознавая всю серьезность последствий этого, все рыцари поместья, старшие и младшие, новички и ветераны, обязаны отдать часть своего жалованья в воинскую казну сообразно достатку каждого. Поэтому в период, когда ваши доходы будут урезаны, вы должны экономить на всем, сократив число слуг и лошадей, носить хлопчатобумажную и полотняную одежду зимой и пеньковую летом, есть неочищенный рис и суп-мисо с отрубями утром и вечером. Самому таскать воду и рубить дрова, чтобы ваша жена могла готовить пищу. Стойко переносить трудности, сосредоточившись на главной задаче — любым путем привести финансы сюзерена в порядок; это должно быть основной мотивацией вашей службы. К тому же в этот период лишений и трудностей может случиться так, что вы получите особое задание и понесете чрезмерные расходы на снаряжение и провиант. Вы должны справиться с этими расходами самостоятельно, не занимая деньги, даже если вам придется продать свой запасной меч и драгоценности жены. Это следует сделать, чтобы удержать окружающих от лишних разговоров. Если же вы все-таки займете деньги и сюзерен не узнает об этом, старшие должностные лица все равно будут смотреть на вас свысока и с презрением, считая, что вы становитесь неподобающе назойливым из-за сокращения вашего жалованья.
Справедливость и несправедливость Пока считается, что воины обязаны разбираться в понятиях добра и зла и стараться поступать справедливо и избегать ошибок, Путь самурая живет. Справедливость и несправедливость означают добро и зло. Справедливо — это хорошо, несправедливо — это плохо. Обычно люди не лишены полностью понимания добра и зла, справедливости и несправедливости, но они находят неинтересным и утомительным поступать справедливо и быть великодушными. Поступать несправедливо и плохо вести себя — дело более забавное и привычное; поэтому они склоняются в сторону неправильных и плохих дел, и им становится трудно поступать по справедливости и делать добро. Законченный глупец, который не различает добро и зло или справедливость и несправедливость, не достоин даже, чтобы о нем говорили. Однажды определив что-то как неправильное и плохое, а затем поступить не по совести и справедливости и сделать то, что несправедливо — такое поведение недостойно рыцаря. Это олицетворение несовершенства нашего времени. Его истоки в недостатке у людей выносливости и способности переносить страдания. Недостаток выносливости — вообще-то явление вполне нормальное, но вы обнаружите, что оно проистекает из малодушия. Поэтому воины считают крайне важным всегда остерегаться ошибок и поступать по справедливости. Имеются три способа (пути) поступать по справедливости. Предположим, вы собираетесь отправиться куда-то со своим знакомым, у которого имеется сто унций золота. Он хочет до возвращения оставить золото в вашем доме, вместо того, чтобы взять с собой и беспокоиться о нем в дороге. Допустим, вы берете золото и прячете его там, где никто не может найти. А сейчас предположим, что ваш товарищ умирает во время путешествия, возможно, от отравленной пищи или удара. Никто другой еще не знает, что друг оставил золото в вашем доме, и никто не знает, что оно у вас. В этой ситуации, если вы без каких-либо задних мыслей погорюете о трагедии и сообщите о золоте родственникам погибшего, отослав его им как можно скорее, тогда можно будет искренне сказать, что вы поступили справедливо, сделали хорошее дело. А сейчас предположим, что ваш спутник с золотом был всего лишь знакомый, а не близкий друг. Никто не знает о золоте, которое он оставил вам, и некому о нем спросить. На какое-то время вы оказались в сложных обстоятельствах, вам улыбнулась удача; почему бы не промолчать о случившемся? Если вы устыдитесь, обнаружив у себя такие мысли, измените свое решение и вернете золото кому следует, о вас можно сказать, что вы поступили справедливо, избежав бесчестья. Теперь предположим, что кто-то в вашем доме — может быть, жена, дети или слуги — знает о золоте. Допустим, вы вернете золото законным наследникам, чтобы избежать бесчестья за корыстные помыслы, могущие овладеть кем-либо в вашем доме, и чтобы не опасаться за правовые последствия. Тогда о вас можно будет сказать, что вы поступили справедливо, чтобы избежать бесчестья других людей. Но как вы поступите, если вообще никто не знает о золоте? Даже в таком случае достаточно трудно будет определить, что вы не тот, кто знает, как поступить правильно, и так поступает. Процесс развития потребности поступать справедливо проистекает из опасения потерять уважение тех, кто близок вам, начиная с вашей семьи ^и слуг; затем переносится на сдерживание желания сделать что-то нехорошее и осознанное стремление поступать по справедливости из опасения опозориться и быть порицаемым и осмеянным всем обществом. Если вы следуете этому принципу, поступать по совести для вас становится привычным, поэтому в конечном счете вы развиваете такой образ мышления, который отдает предпочтение совершению праведных поступков и не приемлет дела несправедливые. Применимо к воинскому бесстрашию, те, кто рождены смелыми и не дрогнут под стрелами и пулями на поле брани, все же могут испытывать волнение, ибо направляемые преданностью и долгом, они делают свои тела мишенью. Неустрашимость их стремящегося вперед духа также проявляется и физически; само собой разумеется, что они великолепны в бою. Есть и такие, кто колеблется в минуты опасности, их сердца трепещут и колени дрожат, даже если они идут вперед вместе с храбрецами, решив не подвергать себя риску быть осмеянными позже, так как понимают, что их товарищи увидят, если они останутся. Хотя эти воины и гораздо хуже настоящих смельчаков, но когда они пройдут через это испытание снова и снова, постоянно участвуя в битвах, они привыкнут так поступать, и в конце концов их сознание успокоится, и они станут выдающимися рыцарями, сильными и решительными, не так уж отличаясь от прирожденных смельчаков. Поэтому, когда приходит время поступать правильно и быть мужественным, другого выхода нет, иначе — бесчестье и позор. Если вы поступаете несправедливо и вас не волнует, что люди могут осудить вас за это, или если вы трусливы или равнодушны к тому, что люди будут смеяться над вашим малодушием, вас уже никто ничему не сможет научить. | |
Добавил: Fleur | | | |
Просмотров: 667 |
Всего комментариев: 0 | |