Главная » Доска объявлений » Восточная Культура » Япония |
В категории объявлений: 16 Показано объявлений: 8-14 |
Страницы: Назад 1 2 3 Далее |
Сортировать по: Дате
Главное, что должно беспокоить любого воина, независимо от его ранга — как он поведет себя в момент смерти. Не важно, насколько красноречивы и умны вы обычно; если вы потеряете самообладание на грани смерти и умрете неподобающим образом (недостойно), все ваше предшествующее хорошее поведение пойдет насмарку, и вы упадете в глазах уважаемых людей. Это очень большой позор.
Воин совершит выдающиеся подвиги на поле битвы и заслужит высочайших почестей, только смирившись с фактом, что ему предстоит умереть. Вследствие этого, если ему не повезло, и он потерпел поражение, когда наступает момент сложить голову, и враги спрашивают, как его зовут, он четко называет свое имя и встречает смерть с улыбкой, не выказывая ни малейших признаков страха.
Другой выход. Если ранение настолько серьезно, что врачи бессильны помочь, воину надлежит честно сказать об этом своим командирам и товарищам и заботиться о своих ранах, пока в сознании, после чего спокойно уйти из жизни.
Такой подход к смерти, даже в мирное время, даже для юных воинов, не говоря уже о старшем поколении, должен духовно подготовить их на случай серьезной болезни, воспитать готовность покинуть этот мир без сожалений. Конечно,- это относится и к высшим должностным лицам, но даже если воин — простой солдат, он должен позвать своего начальника, пока еще может говорить, поблагодарить его и извиниться, а затем объявить о своей неминуемой смерти.
Лишь сделав это, он также должен попрощаться с семьей и друзьями, позвать своих детей и обратиться к ним со словами: «Смерть от болезни, несмотря на долгое покровительство господина, — это не та цель, к которой стремится настоящий воин, но тут ничем нельзя помочь. Пока вы молоды, следуйте моим заветам; во что бы то ни стало готовьтесь служить сюзерену, всегда быть преданными и исполнительными, усердно выполнять служебные обязанности. Если вы нарушите этот завет и проявите нелояльность или поступите несправедливо, я непременно отрекусь от вас, даже будучи в тени листвы и травы».
Сделать четкое последнее заявление — обязанность истинного воина. Один мудрец по этому поводу так сказал: «Когда люди близки к смерти, пусть слова их будут хорошими».
То, о чем говорилось выше, можно назвать Путем смерти-воина. В отличие от этого, если вы боретесь со смертью, отказываясь считать болезнь смертельной, радуясь, когда кто-нибудь называет болезнь несерьезной, и негодуя, когда признают ее серьезность, споря с врачами и произнося невыполнимые клятвы и молитвы, лихорадочно размышляя, не делая прощального заявления даже при серьезном ухудшении состояния — это похоже на смерть собаки или кошки. Испортить последний свой час подобным образом — неподобающий способ умереть, происходящий от игнорирования необходимости помнить о смерти все время — как рекомендовалось в начале этой книги. Не хотеть слушать известия о чьей-либо смерти; считать, что вы всегда будете жить на этом свете, означает страстное желание жизни. Если вы выйдете на поле брани с подобными малодушными мыслями, то не сможете умереть геройской смертью, исполнив долг преданности и почтительности.
Вот почему те, кто совершенствует свое воинское мировоззрение, относятся даже к смерти в постели от болезни как к «одному из главных событий в жизни».
С древних веков ведут свое начало монахи-воины, и это в самом деле что-то среднее между монахами и воинами.
Например, в школах секты Дзэн те, кого называют Библиотекарь, или Предводитель собрания, — все простые монахи, равные по положению рядовым воинам, служащим в провинции.
Следующая ступень — чиновники и помощники учителей — соответствует офицерскому рангу предводителя рыцарского отряда какого-либо поместья (владения, района) или командира пехоты.
Когда же монахи надевают пестрые религиозные одеяния, держат символы власти в руках и возглавляют большие группы людей, их называют Старейшины, или Мастера. Это соответствует статусу воинов, имеющих свой собственный флаг, свою символику и жезл, символизирующий власть; положению командира отряда всадников или пехоты, который может возглавить войска и командовать армиями, или командира лучников.
Однако, когда дело доходит до учебы, практика воинских формирований выглядит далеко не так хорошо по сравнению с методами буддистской братии. Поясним в некоторых деталях. Путь познания у буддистов таков: простой монах покидает обитель своего учителя, чтобы посетить много известных монастырей и священных гор, повстречаться со многими учеными мастерами и просвещенными советчиками и преуспеть в изучении дзэн-буддизма и знаниях; даже если кто-нибудь пройдет через уровни чиновника или помощника учителя, или станет Старейшиной или Мастером, даже если он станет настоятелем главного храма или монастыря, он все еще будет без малейшего колебания продолжать изучение дзэн-буддизма до его полного завершения, ожидая того времени, когда настанет пора появиться перед своим учителем.
Было бы желательно иметь что-нибудь подобное и среди воинов, но и простые воины, занятые на малозаметной службе, получают жалованье даже когда бездельничают. Поскольку они не испытывают недостатка в еде, одежде и жилье, то даже совсем молодые обзаводятся женами и детьми. Они сделали своей работой утренний и послеобеденный сон, и не учатся и не работают над совершенствованием навыков боевых искусств, которые являются обязательными для воинов, еще меньше уделяют внимания постижению расплывчатой сути воинских и боевых принципов.
Растрачивая каждый день по мелочам, так они проводят месяцы и годы, их волосы седеют и выпадают. Достигнув соответствующего возраста, они получают заслуженный статус. Если, например, они станут посланцами или эмиссарами, то как-нибудь с помощью коллег выполнят порученную работу, но если им предстоит необычная миссия в отдаленной провинции, они будут захвачены врасплох и встревожены. Даже во время приготовления к путешествию они получают профессиональные советы от предшественников и усваивают традиционные наставления протокола; если же в конечном счете они выполнят работу, считайте, счастливо отделались.
Мы не можем сказать, что такое положение вещей нормально для воина на службе. Поясним некоторые детали. Официальные обя-анности воинского сословия обычно четко определены, и вам надлежит хорошо их изучить, пока не вступили в должность. Когда встречаешься со способным и опытным чиновником, оставь пустой разговор и выясни такие вещи, знание которых может помочь тебе в будущем. Переспрашивай, внимательно слушай и все запоминай. Изучи и усвой древние наставления по служебным обязанностям и протоколу, даже иллюстрации, делай копии для будущих ссылок. И если усвоишь главные обязанности для различных должностей, какой бы пост ты ни занял впоследствии, для тебя будет легко выполнять все необходимое.
Более того, постигая, как надо делать работу, благодари старших и коллег и делай свое дело с их помощью — это образ действий в обычное время. В случае кризиса, напротив, так как вы не можете сами воспользоваться помощью и указаниями других, ничего не остается кроме как принимать решения по своему собственному усмотрению, на благо или во вред.
К примеру, военный инспектор обязан знать количество вражеских войск, боеспособность их формирований и уровень подготовки, систему безопасности укреплений и замков противника, особенности и преимущества местности, в которой они расположены, и перспективы победы в сражении. По этой причине служба военного инспектора традиционно считалась одной из самых трудных. Однако ошибка в расчетах какого-либо военного инспектора может привести всего лишь к неправильному индивидуальному решению.
Когда же ошибка совершается на уровне командующего пехотой и вышестоящих лиц, уполномоченных отдавать приказы, от нее зависит жизнь и смерть вверенных командирам войск; поэтому опозорить отряд воинов неумелым командованием — это высшее преступление.
Это подобно тому, как некий последователь секты Дзэн, который пренебрегал изучением постулатов религии в бытность простым монахом, со временем становится Старейшиной или Мастером, надевающим яркие одежды, носящим символы власти и возглавляющим большую группу просто потому, что состарился и облысел.
Однако, когда шарлатан, подобный этому монаху, допустит какую-нибудь глупость принародно, он становится всеобщим посмешищем; лишь ему одному стыдно, и он может уйти — в этом нет ничего опасного для других членов общины. В противоположность этому, когда командир совершает грубый просчет в руководстве боем, это угрожает жизни его солдат и приводит к большим потерям.
Важно понимать это и последовательно использовать свободное от службы время для совершенствования вашего владения воинскими и боевыми принципами. Учитесь и тренируйтесь так, чтобы не было обязанности, которую вы не сможете выполнить, даже если это будет командная должность.
Несмотря на уже упомянутое распространение культуры аниме, для многих этот жанр предстает исключительно в виде «грудастых и большеглазых девиц с ногами от коренных зубов». С крайним «прискорбием» хотелось бы отметить, что это далеко не так. Да, в аниме есть подкатегория хентай (подробнее об этом читайте в нашей статье, посвящённой аниме-жанрам) с пресловутыми девицами, но этим дело не ограничивается - существует множество стилей рисования аниме и "большие..глаза" тут не главное. Одни лишь легкомысленные девицы тоже не скачут по экрану вдоль и поперек - есть вполне серьезные представители аниме, которые зачастую базируются на традиционных для Японии мифах, легендах и сказаниях, даже притчах! В которых подрастающему (и не только) поколению прописываются на подкорку понятия о добре и зле, дружбе и вражде, чести и бесчестии. Да, зачастую заметны разухабистые анимешки, поверхностно повествующие о перестрелках в космосе, путешествиях по фэнтезийным мирам и т.п., но есть и подлинные шедевры жанра... И мы надеемся, что Вы их распознаете и полюбите так же, как любим мы...
Первое аниме появилось в Японии аж в 1917 году. Естественно, что первоначально оно было чрезвычайно далеко от того, что мы наблюдаем сейчас. Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» («Дэкобоко Син Гатё», 1917) Дэкотэна Симокавы. Естественно, что фильм до нашего времени не сохранился, но с другой стороны он представляет интерес только для весьма узкой прослойки любителей-энтузиастов или историков кино.
Мы не будем перечислять, через что прошла японская анимация на пути к своему существующему положению, это выходит за рамки нашей статьи по своему объему, а перенесёмся поближе к нашему времени, к моменту выхода первого аниме-сериала. Первым значительным аниме-сериалом в Японии стал «Могучий Атом» (Tetsuwan Atom, 1963 г.), естественно, он был черно-белым. Однако, самым первым являлся «Календарь в картинках студии Отоги» (1962 г.).
«Могучий Атом» выделялся на фоне прочих мультфильмов наличием мета-сюжета, т.е. мини-сюжет был в каждой серии, которые связывались между собой единой логической нитью. Именно в «Могучем Атоме» впервые выразились методы «ограниченной анимации» («limited animation»), ставшие затем канонами аниме. Это означало экономию на количестве кадров в мультипликации, зато уделение детальной проработке фона и персонажей. Естественно, это делалось не просто так, а оттого, что финансирование аниме-проектов не всегда было достаточным и приходилось экономить, на чём есть. Были разработаны приёмы, позволяющие использовать уже нарисованные моменты, стоп-кадры, включение в серии флэшбэков и т.п.
Наиболее заметным и классическим признаком аниме являются «большие глаза» - подчас непропорционально большие глаза у персонажей. Это связано с рядом моментов. Во-первых, первоначально большие «светящиеся» глаза с длинными ресницами рисовались исключительно у персонажей сёдзе-манги, поскольку на Востоке подобное считается весьма красивым. Во-вторых, глаза в японской анимации являются центральным объектом лица (в американской современной анимации, напротив, таким объектом считается рот) и означают готовность персонажа к восприятию и созерцанию. Чем уже глаза персонажа, тем ниже у него эти способности, поэтому «большие глаза» означают юность, наивность, доверчивость, открытость т.п.
Ещё следует отметить следующие особенности, непривычные для нашего зрителя: Посреди сериала герой может легко «превратиться» в плюшевого зайчика/собачку/кошечку с соответствующими атрибутами навроде ушек и хвоста. Таким образом авторы подчеркивают «детскость» персонажа и несерьезность его поведения. Когда у персонажа «стекает» вниз уголок рта, значит, он нервно усмехается и находится в стрессовом состоянии. Также в состоянии стресса персонаж находится, когда он вдруг «обесцвечивается» и на заднем плане начинают извиваться какие-то червякообразные полосы:)
Когда у персонажа появляется капелька пота, значит, он погружен в собственные переживания о том, что не может чего-то сделать, или боится. В принципе, после просмотра двух-трёх сериалов данные проявления мимики, жестов, вегетативной системы и прочего становятся интуитивно понятны. А это означает, что Вы присоединились к лагерю отаку:) Отаку это поклонники аниме самых разных степеней увлечённости: от самого простого просмотра до косплея, написания фанфиков и прочей атрибутики.
Термин «косплей» является сокращением от англ. «costumed play» - т.е. «костюмированная игра», даже в какой-то мере «карнавал». Отаку устраивают различные фестивали (у нас, например, известен Анифест), на которых перевоплощаются (назвать это переодеванием просто язык не поворачивается) в любимых персонажей посредством воссоздания костюмов и атрибутики. Существуют также профессиональные косплейеры, костюмы которых отличаются высоким уровнем соответствия оригиналу, богатством отделки и прочим антуражем. В нашей стране косплей только набирает обороты, чего нельзя сказать (естественно!) о родоначальнице аниме – Японии. Там для косплейеров просто рай – в специализированных магазинах продаются, скажем, уже готовые жезлы для Сейлормун или AX`овские кресты из «Trinity blood». Фанфики же являются менее затратным мероприятием – в плане материальных ресурсов, однако, времени на них придётся потратить едва ли не больше. Особенно, если у вас нет писательского таланта, а продолжить похождения любимых героев ох как хочется. Собственно, фанфики это любительские рассказы как на основе уже существующих персонажей (не только аниме, но и фильмов, и книг), так и с придумыванием своих собственных, действующих в созданном аниме-мире (или опять-таки мире книги или фильма). Подчас даже получается интереснее оригинала.
Само собой разумеется, что позиция твердости и силы — самая главная на Пути воина, но если сила — это все, что у вас есть, вы будете напоминать крестьянина, превратившегося в самурая, что в принципе невозможно. Вам следует получить образование как нечто само собой разумеющееся, и желательно также постепенно в свободное время научиться таким вещам, как поэзия и чайная церемония.
Не получив образования, вы не можете понять природу происходившего в прошлом и происходящего сейчас. Не имеет значения, насколько вы умны или сообразительны, в реальной жизни в самых разных ситуациях вы столкнетесь со многими препятствиями.
Если вы имеете примерное представление о зарубежных странах и о самой Японии и серьезно относитесь к таким основным понятиям, как время, место и ситуация, чтобы управлять событиями как подобает, вы не сделаете так много ошибок. Вот почему я говорю, что получение образования должно быть делом Само собой разумеющимся.
Однако, если вы будете придавать преувеличенное значение образованию, это может привести к заносчивости. Вы начинаете свысока смотреть на необразованных и невежественных людей, и, что хуже всего, у вас развивается склонность к экстравагантным поступкам и преклонение перед иностранными новинками. Вы считаете, что все пришедшее из-за рубежа хорошо, настаивая на своем предубеждении, и не осознаете, что многие из этих вещей не используются в нашей стране сегодня и потому бесполезны, даже если в теории они и хороши. Такое положение дел просто ужасно.
И далее, когда наступает время учиться искусству поэзии, вспомните о том, что в соответствии с японскими традициями многие известные военачальники и храбрые рыцари в совершенстве владели этим мастерством. Поэтому, даже если вы и воин невысокого ранга, желательно проявить интерес к.стихам и быть готовым слагать их.
При этих условиях, даже если вы забросите все остальные занятия, чтобы сосредоточиться на поэзии, прежде чем вы сами поймете это, ваше сердце и лицо смягчатся, и вы станете выглядеть как самурай-аристократ, избавившийся от привычек воина. Особенно, если вы слишком увлечетесь этой модной версией хайку — хайкай, тогда даже в компании сдержанных и неразговорчивых коллег вы превзойдете их в игре слов, остроумии и легкости общения. Временами это может быть восхитительным, но воину все же следует избегать такого поведения.
Что касается чайной церемонии, то она служила приятным времяпрепровождением рыцарям периода сегунов Киото. Даже если вы сами не интересуетесь этим искусством, тем не менее может случиться, что вас пригласят в чей-либо дом, или вам придется сопровождать высокопоставленного вельможу. В таких случаях следует знать все тонкости церемонии: как приблизиться и войти в чайный домик или комнату для чайной церемонии, как любоваться интерьером, как принимать пищу и как пить сам напиток. Следовательно, вам надлежит получить необходимые инструкции по чайной церемонии и хотя бы немного выучить их.
Место для чаепития. Суть церемонии в том, чтобы наслаждаться уединением и безмятежным спокойствием вдали от мирских забот, богатства, положения и славы. Следовательно, не важно, насколько богаты люди, или даже если они чиновники центрального правительства, во внутренних двориках своих чайных домиков они воспроизводят горы, леса, реки и долины. Строгая простота и отсутствие излишеств — главные требования к интерьеру и внешнему облику чайных домиков. Балки из бамбука, столбы из покрытых корой деревьев, крытые соломой карнизы крыши, простые окошки без рам, бамбуковые жалюзи, сплетенные из веток двери и калитка. Даже принадлежности для чайной церемонии и посуда не должны привлекать внимание и быть чересчур красивыми; замысел заключается в создании атмосферы пренебрежения материальным миром, вещизмом; только наслаждение полной, свободной от всего непринужденностью. Поэтому считается, что чайная церемония может помочь в совершенствовании Пути воина.
Так что, если вы приготовили место для чайной церемонии, нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться простым чаем, пользуясь развешанной на стене посудой и утварью современного машинного производства.
В жизни легкое или приятное может быстро превратиться в трудное и навязчивое. И прежде чем вы познаете это, у вас может развиться тяга к роскоши; увидав кого-либо с красивым чайником, вы почувствуете досаду, глядя на свой старый кувшин.
То же и в отношении всей остальной утвари для чайной церемонии; в конце концов у вас появляется желание приобрести прекрасные изделия. Довольно скоро вы начинаете искать распродажи, учитесь оценивать старинные вещи и покупать хорошую утварь по низкой цене. Вы можете увидеть что-нибудь заслуживающее внимания в чужом доме и захотеть приобрести подобные вещи для себя. И если вы начинаете меняться чайными принадлежностями, добиваясь успешного для себя завершения сделки, ваше поведение становится похожим на действия торговца из нижнего города, который во веем видит лишь коммерческий интерес. В результате вы утратите истинное понимание сущности рыцарства, превратившись в человека с отвратительным характером.
Чем стать фанатом такого рода, уж лучше вообще ничего не знать о чайной церемонии. Даже если вы настолько невежественны, что понятия не имеете, как подобает пить «чай в саду», это не остановит вас на Пути воина.
Для рыцаря, служащего сюзерену, жизнь заключается в сегодняшнем дне, завтра — сплошная неопределенность. Поэтому он воспринимает каждый день, как если бы это был единственный день для исполнения служебного долга, и в силу этого он не будет бездельничать и манкировать никакими своими обязанностями. Так как у него на этот самый день имеется определенное поручение, это залог того, что он не пропустит и не забудет ничего.
В противоположность этому, когда вы думаете, что будете на своей работе всегда, тогда-то и начинаются все беды. Вам скучно, вы становитесь неинициативным и ленивым. Начинаете пренебрегать даже неотложными делами, не говоря уже о менее срочных, откладывая их на следующий день или утверждая, что они уже сделаны, или хитростью перекладывая их на сослуживцев или других бездельников. Так как никто не несет персональной ответственности за исполнение, задания накапливаются и ничего, кроме путаницы, не происходит. Все это ошибки, которые происходят из представления, что всегда будет время в будущем. Вам надлежит больше всего опасаться этого.
Например, если вам предстоит отдежурить несколько дней в месяц, вам надлежит определить маршрут от вашего дома до поста, подсчитать, сколь ко времени потребуется на дорогу, чтобы прибыть туда немного раньше времени смены караула. Если вы тратите время на чаепитие, курение, семейные разговоры и поздно уходите из дома на дежурство, на котором вам надлежит быть в любом случае, то вам приходится спешить и мчаться на пост, потея на ходу. Обмахиваясь веером даже зимой, вы можете постараться оправдаться, что вы опоздали, так как у вас были какие-то неотложные дела. Это выглядит глупо. Дежурство воина наблюдателем на посту — это важная работа по обеспечению безопасности; никто не может опаздывать на эту работу по каким-либо личным причинам, что бы ни случилось.
И далее. Есть такие, кто хорошо это понимал и всегда рано поднимался на службу, но, придя на пост, начинал проявлять нетерпение, беспокойно ожидая запоздавших товарищей, нервно зевая и не желая оставаться в помещении даже на время, торопясь вернуться домой. Все это — неподобающие явления нашего времени.
Рыцари невысокого ранга, служащие под началом инспекторов и управляющих, осознают, что они обязаны нести личную ответственность за настроение своих начальников и за все хорошее и плохое в их группе.
Если им повезло утвердиться лидерами группы, они должны доброжелательно относиться к каждому члену своей группы, считая это своей служебной обязанностью. Естественно, каждый понимает, что при этом не должно быть пристрастности или фаворитизма вообще.
Когда люди постепенно поднимаются до положения инспектора или управляющего, их поведение, однако, меняется. Теперь перед нами те, кто были хорошими рыцарями, когда занимали скромную должность, но стали непомерно чванливыми, достигнув высокого положения. В итоге они потеряли благосклонность своего сюзерена, стали никем и канули в лету. Я думаю, это назидательные примеры того, что может случиться.
Говорят, в старые времена воины всех рангов важнейшими воинскими искусствами считали верховую езду и стрельбу из лука. Воины в наше время больше внимания уделяют упражнениям с мечом, копьем и верховой езде, считая их самыми важными. Что касается других видов воинских искусств, таких как стрельба из лука или ружья, умение быстро обнажать меч и борьба дзюдзицу (джиу-джицу), то эти дисциплины также входили в программу обучения молодых воинов, ими надлежало регулярно заниматься по утрам и вечерам. Когда вы состаритесь, уже не будет важно, что вы хотели выучить, ваши желания все равно не исполнятся.
Для воинов более низкого положения особенно желательно умение так хорошо ездить верхом, чтобы они могли взнуздать и оседлать любую лошадь, даже дикую и непокорную. Позвольте пояснить. Отличные лошади, которыми легко управлять, сегодня — редкость. Даже если такие и существуют, все они разобраны великими воинами, их не найти в конюшнях воинов рангом пониже. Но если вы мастер верховой езды, вы заранее отличите лошадь, которая хороша, но слишком необузданная, буйная и непослушная, и купите ее по низкой цене; поэтому у вас всегда будет лошадь лучше той, которую вы были бы в состоянии сразу себе позволить.
Вообще говоря, оценка масти лошади и ее кожного покрова — это прерогатива воинов высоких рангов. Воины более низкого положения обычно не бракуют лошадь из-за масти или состояния шкуры; пока она способна служить, они готовы купить ее. Много лет тому назад жил воин по имени Какугандзи, который служил во владениях клана Му-раками в провинции Син. Он командовал тремя сотнями всадников, среди которых были искусные лучники. У Какугандзи была привычка отбирать для себя тех лошадей для верховой езды, которых простые люди, как правило, браковали из-за их плохой шкуры. Вместо занятий со своими воинами на тренировочной площадке он имел обыкновение уводить их в поля вне замка, сразу по пятьдесят — сто всадников, и проводил там тренировки. Они мчались галопом по степям и равнинам и, что было сверх программы, учились соскакивать на полном ходу и забираться на бегущих лошадей, маневрируя столь свободно, что стали известны как знатоки верховой езды.
По этой причине в то время даже клан Такэды из провинции Каи остерегался выступать против такого грозного противника, как Какугандзи из уезда Син. Это весьма способствовало созданию высокой репутации Какугандзи. Вообще говоря, традиционно боевая лошадь должна быть чуть больше среднего роста, с головой и задней частью (крупом) среднего размера. Однако для воина более низкого ранга, который обычно не имел запасной лошади, желательно, чтобы его единственная кобыла была крупной и высокой, с длинной головой и широким крупом. Но желание изменить облик и стать лошади искусственно, растягивая сухожилия ее ног, чтобы сделать шаг более длинным и ускорить походку, или подрезая сухожилия хвоста, чтобы хвост не задирался во время скачки, — это глупость, которая исходит от пренебрежения простыми истинами воинской службы.
Позвольте пояснить. Лошадь с растянутыми сухожилиями быстро устанет, поднимаясь в горы, в долгом путешествии или переплывая реку, и станет бесполезной. Лошадь с вытянутыми или подрезанными сухожилиями хвоста потеряет свой подхвостник, пересекая овраг или канал, и обычно говорят, что лошадь с чрезмерно широким крупом непригодна для скачки по узкой тропинке.
Существуют два вида интереса к лошадям — деловой и торгашеский.
Интерес древних воинов к лошадям объяснялся необходимостью быстро передвигаться, будучи тяжело вооруженными. Для них лошади были заменой их собственных ног. К тому же, в зависимости от обстоятельств, лошадей тоже могли ранить или убить. Хотя лошади и животные, но добросовестные воины жалели их, всегда заботились о корме и тщательно ухаживали за ними.
Что до интереса к лошадям в наше время, то для многих главное — купить непослушную лошадь по бросовой цене, обучить ее или найти выведенных в сельской местности жеребят, воспитать их и, дождавшись покупателей, продать по высокой цене. Это психология торгашей; это хуже, чем вообще не интересоваться лошадьми.
Воин на службе может иметь много товарищей, коллег, но, конечно же, он естественно стремится поддерживать дружеские отношения с теми, кто смел, справедлив, умен и влиятелен. Немного таких имеется воинов, но даже если и найдется один среди ваших друзей, он сможет оказать большую помощь в трудную минуту. Вообще говоря, негоже для воинов ошибаться в выборе друзей, как и вообще сближаться с кем-либо, пить и есть вместе, обмениваться частыми визитами. Поясню.
Воины становятся близкими друзьями только, когда они заглядывают друг другу в сердце. Воины не должны сближаться случайно, без предварительного намерения, лишь для веселого времяпрепровождения или приятной беседы. Если они окончательно потеряли чувство приличия и ведут себя развязно, распевая ночами, если они чувствуют себя в эйфории и могут беспечно болтать, им нужно образумиться и отдалиться друг от друга, более не разговаривая. И без посторонней помощи они могут в конечном итоге сами образумиться и все исправить. Внешность таких людей может напоминать воинов, но их психология сродни мироощущению простых работяг. Подобного следует остерегаться и избегать.
Тот, кто собирается стать воином, считает своей самой главной заботой помнить о смерти все время, каждый день и каждую ночь, начиная с утра наступающего нового года и до поздней ночи года уходящего.
Пока ты постоянно вспоминаешь о смерти, ты будешь также постоянно исполнять Путь преданности и семейного долга, заключающегося в заботе о родителях и почитании предков. Ты также избежишь несчетных бед и несчастий, будешь физически крепок и здоров и проживешь долгую жизнь. Более того, твой характер укрепится и мужество возрастет.
На это есть причины. Любая человеческая жизнь подобна вечерней прохладе и утренним заморозкам — чему-то хрупкому и эфемерному. Это касается жизни всех людей, но жизнь воина особенно непредсказуема, непрочна и зависит от множества обстоятельств. Если люди подбадривают себя мыслью о долгой жизни, хотя они и думают, что вечно будут заниматься своей работой и заботиться о своих родителях, всякое может случиться — они могут не угодить своим хозяевам или начать плохо обращаться с родителями. Но если ты сознаешь, что жизнь, которая протекает сейчас, не обязательно продлится и завтра; тогда, получая задание от хозяина и навещая родителей, ты представляешь, что это может быть в последний раз — и поэтому не можешь не оправдать доверия своего хозяина и своих родителей.
Вот почему я говорю: ты всегда выполнишь Путь преданности и семейного долга, если будешь помнить о смерти.
В каждом случае, когда ты забываешь о смерти и становишься рассеянным, ты теряешь бдительность и утрачиваешь контроль над ситуацией. Ты можешь сказать что-нибудь обидное собеседнику и затеять спор. Или можешь прогуливаться в излюбленном месте, где у тебя нет никаких дел, и, не сторонясь толпы, наткнуться на глупца и ввязаться в неожиданную драку. Ты можешь потерять собственную жизнь, создать плохую репутацию своему господину и доставить огорчения своим родителям, сестрам и братьям. Все эти неприятности происходят из-за рассеянности, когда ты не удосуживаешься постоянно помнить о смерти.
Когда ты постоянно помнишь о смерти, когда ты говоришь и когда отвечаешь на то, что говорят тебе, ты понимаешь значимость и смысл каждого слова как профессиональный военный, поэтому ты не впутываешься в пустые споры. Само собой разумеется, ты не пойдешь в подозрительные места, даже если тебя пригласят, и поэтому избежишь неожиданных неприятностей. Вот почему я говорю: ты избежишь множества бед и несчастий, если будешь помнить о смерти.
Люди из самых разных сословий, высоких и низких, постоянно переедают, слишком много пьют и потакают своим страстям в неразумных пределах; все это из-за того, что они забывают о смерти. Излишества изнашивают их внутренние органы, и они могут умереть совсем молодыми, или же часто болеть, или стать инвалидами.
Когда ты постоянно помнишь о смерти, даже если ты молод и здоров, ты всегда знаешь, как о себе позаботиться. Ты умерен в еде и питье, избегаешь сексуальных излишеств и ведешь себя разумно.
Когда ты воображаешь, что твое пребывание в этом мире будет достаточно долгим, многие желания охватывают тебя и ты становишься очень активным. Ты хочешь то, что есть у других, и цепляешься за свое собственное имущество, развивая склонность к накопительству.
Когда же ты постоянно помнишь о смерти, алчность естественно ослабевает и не превращается в желание присвоения, захвата. Вот почему я говорю, что твой характер закаляется.
Но возникает вопрос — как помнить о смерти?
Всего лишь сидеть, ожидая смерти двадцать четыре часа в сутки, как монах Синкай, о котором писал в «Цурэдзурэгуса» Иосида-но Кэнко, — такое может подходить для монашеских медитаций, но не соответствует задачам боевого обучения. Если ты встретишь смерть подобным образом, то не выполнишь своего долга верности перед хозяином и семейных обязательств перед родителями; и твоя профессиональная воинская состоятельность потерпит фиаско. Этого никогда нельзя допускать.
Выполняй свой общественный и семейный долг день и ночь, и затем, как только выдастся свободное время, когда твои мысли не заняты, думай о смерти, заботься о соответствующем настроении. Говорят, что в наставлениях своему сыну Масаюки великий герой Кусуноки Масасигэ наказывал ему «всегда быть готовым к смерти». Все это излагается для осмысления молодыми, новообращенными рыцарями.
Для воина гордиться своей надежностью естественно, и это точно соответствует рыцарскому кодексу. Тем не менее, если вы демонстрируете надежность без особой надобности, выделяясь там, где у вас нет занятия, взваливая на себя заботы, которые вас не касаются, тогда вас назовут назойливым, вмешивающимся не в свои дела; а это вообще нехорошо. Даже когда происходит то, что, по вашему мнению, должно заинтересовать вас, но никто не спрашивает вашего мнения и не просит о помощи, лучше не вмешивайтесь.
Поясню. Если вы воин, то когда-нибудь к вам наверняка обратятся с просьбой о помощи и покровительстве, которые вы должны будете оказать, независимо от того, насколько трудным это может быть. В зависимости от развития событий вполне возможно, что вам придется пожертвовать своей единственной жизнью за вашего господина, ваших родителей или братьев. Вот почему я так резко выступаю против показного бравирования надежностью без достаточных на то оснований.
Когда древних воинов просили о чем-нибудь, они сначала оценивали степень осуществимости требуемого и, если считали, что задача невыполнима, с самого начала отказывались помогать. Даже в случае, когда дело рассматривалось ими как осуществимое, они соглашались взять на себя ответственность только после тщательного анализа всех обстоятельств; поэтому все, за что они все-таки брались, было просто обречено на удачу.
За это один из древних воинов был даже награжден как специалист по улаживанию сложных конфликтов.
Если, однако, вы с готовностью откликаетесь на любую просьбу без надлежащих размышлений и считаете пустяком, когда помочь не удается, вы приобретаете репутацию ни на что не годного, никчемного человека.
Далее, высказывать окружающим свое мнение или возражать против их точек зрения — эти действия следует делать весьма обдуманно. Хотя и не имеет особого значения, если люди выражают свое мнение слишком многословно, когда говорят со своими родителями, учителями, братьями, дядями, племянниками, детьми, школьниками; но при этом все, что говорит воин, должно быть вежливым, взвешенным и обдуманным.
И насколько надо быть более внимательным и тактичным в разговоре с друзьями и товарищами по работе; деликатность даже более уместна в этих условиях.
И еще, если кто-то приходит к вам за советом, безоговорочно отказать под предлогом, что это выше вашего понимания — случай исключительный. Раз уж вы стали чьим-то доверенным лицом, то это отражает определенный уровень искренности, позволяющий вам не бояться правды и высказывать свое мнение свободно, даже если партнеру не нравится то, что вы говорите.
Если, однако, вы малодушны и трусливы и боитесь сказать правду, опасаясь, что причините обиду или огорчение, и поэтому говорите что-то подходящее к случаю, вместо того, чтобы сказать то, что требуется, тем самым побуждая других говорить то, что они не собирались сказать, или провоцируя их совершать грубые ошибки во вред себе — тогда вы бесполезны как советчик.
И еще. Если люди настолько глупы, что отвергают советы и совершают ошибки по собственному полному неразумению, настаивая на своем праве делать все по-своему, вы не можете поддерживать дружеские отношения с такими людьми.
В синтоистском обряде бракосочетания участвуют только сваты, родители, самые близкие родственники и друзья. Перед алтарём слева стоит невеста, справа – жених. Напротив них возле алтаря стоят жрица (мико) и священник (каннуси) – напротив невесты и жениха соответственно. За брачующимися располагаются сваты, родители и друзья жениха справа, со стороны невесты – слева.
В начале церемонии все встают, кланяются храму, после чего все (жених с невестой тоже) садятся и начинается само действо, называемое «сансан-кудо». Священник проводит очистительные обряды (охарай) и читает синтоистскую молитву, после чего жених с невестой обмениваются тремя чашечками особого священного сакэ, чтобы вступить в брак. Перед молодыми ставятся три чашечки, в которые жрица поочерёдно наливает священное сакэ. Жених и невеста должны выпить по три глотка из каждой чашки, сделав, таким образом, всего 9 глотков. И только после этого они могут обменяться кольцами (обычай, заимствованный с Запада) под аккомпанемент старинной японской арфы. Церемония завершается клятвой верности мужу и семье, которую торжественно произносит невеста. Гости церемонии также должны выпить сакэ, но после других обрядов. И сделать они это должны только в три глотка.
Также следует отметить, что перед церемонией первой в храм входит невеста, а после её окончания она выходит только после жениха, как бы признавая его главой семьи.
После церемонии священник выводит молодых из храма, где их фотографируют. Свадьбы по древним обычаям – настоящий рай для залётного туриста, к тому же брачующиеся с удовольствием позируют не только фотоаппаратам родственников и гостей. После церемонии невеста надевает учикаке, ей поправляют причёску и делают ещё одну фотосессию.
После обряда бракосочетания сразу же устраивается банкет, либо молодые могут дополнительно обвенчаться по христианским обычаям. На банкете присутствует значительно больше гостей, чем на самой церемонии: все гости делятся на две категории – члены семьи и друзья, знакомые. Все гости обязаны внести небольшой денежный вклад – осуги – в специальном конверте со специальным узлом и именем дарителя. Имена и сумма записываются в специальную гостевую книгу. Некоторые гости высылают свои подарки по почте, а самые ценные подарки от наиболее важных гостей вручаются прямо в зале.
На банкете жених и невеста сидят вместе и, как правило, уже в европейских свадебных нарядах (или в кимоно – как пожелают молодые). Рядом с молодыми сидят сваты, а гости располагаются группками за отдельными столами, сообразно своему рангу и положению. Для каждого гостя предназначено своё место за свадебным столом, которое помечено специальной карточкой с его именем. В начале банкета все смотрят так называемую «Историю любви» - смонтированный из фотографий фильм, во время которого о молодых рассказывают их друзья. После фильма главный гость (как правило, самый уважаемый и высокопоставленный из гостей) поздравляет молодых и предлагает первый тост. Молодые торжественно разрезают свадебный торт и благодарят гостей.
Между тостами родственники и друзья подходят ко столу молодожёнов, чтобы лично их поздравить со столь знаменательным событием. Родители молодых наливают сакэ гостям, также обмениваясь с ними благодарностью и поздравлениями.
В течение банкета невеста переодевается ещё раз, в красивое вечернее платье. Переодевается и жених, дабы быть в соответствии со своей молодой женой. В конце банкета (а длится он часа 3-4) гостям разносят свадебный торт, все друг друга благодарят: молодожёны – родителей, родители – гостей, после чего молодые, сваты и родители молодых провожают гостей у входа. Гости получают памятные подарки (хакидэ-моно), как правило, они одинаковые для всех, но подношение таких даров не является пустой формальностью. Обычно, это букетики и сладости, но в последнее время стало популярно рассылать гостям подарочные каталоги с товарами, по которым каждый гость может выбрать что-то понравившееся лично ему. Стоимость товаров в таких каталогах не указывается.
После долгого и насыщенного событиями дня молодожёны наконец могут остаться вдвоём, для чего обычно снимается номер в гостинице. А наутро молодая семья улетает в свадебное путешествие.
Пожалуй, это – самое большое отличие японской свадьбы от нашей, т.к. регистрация брака совершается только после возвращения молодожёнов из свадебного путешествия в деловом и будничном порядке, без всяких поздравлений и тостов.
В среднем на японской свадьбе присутствует около 80 гостей и обходится она в примерно 30 тысяч долларов. Сумма, которую преподносит каждый из друзей, составляет порядка 300 долларов. Конечно, могут подарить и 100 долларов, но это, откровенно говоря, маловато.
Поскольку свадьба является довольно накладным событием, пусть и торжественным, и значимым, поэтому всё больше молодожёнов предпочитают венчаться и бракосочетаться за рубежом – во-первых, это экзотично и красиво, а во-вторых, можно никого не приглашать и сэкономить таким образом.
Интересным моментом для современного человека будет следующее: в древности японские мужи имели множество жён и жили в их домах по очереди, переезжая от одной жены к другой. С началом эпохи самурайства браки стали моногамными, хотя мужчины (как мы знаем из истории) по-прежнему имели право развлекаться на стороне. В это время женщина целиком и полностью подчинялась своему господину, а вся её жизнь протекала сначала за высокими стенами отцовского, а затем и мужниного дома. Брак, как правило, являлся символом военного или кланового союза и одобрялся старейшинами кланов, сейчас же такая практика прекращена.
Если в давние времена церемония проводилась в доме будущего мужа, то теперь её играют в специальных свадебных комплексах, заключающих в своих стенах всё самое необходимое для свадеб. В них есть и маленькие церкви для христианских обрядов, и места для проведения свадеб по синтоистским обычаям. Также в дворцах бракосочетания есть комнаты для отдыха, рестораны, банкетные залы, залы для фотосъёмки, так что вся свадебная церемония целиком и полностью проходит в таком дворце. Подобные комплексы есть и при большинстве многозвёздных гостиниц.
Свадьбы по христианским (хотя, наверное, правильнее будет – по католическим обрядам, т.к. христианство не предполагает такой же пышности и торжественности, как католичество) обрядам, в принципе, должны проводиться только для исповедующих эту религию, но в последнее время проведение такого обряда стало возможным, если будущие супруги присутствовали на специальных уроках. Так же похоже, что вскоре и это условие отойдёт в прошлое.
Как правило, этот этап всегда присутствует во взаимоотношениях будущих супругов. Важную роль в помолвке играют ритуальные подарки, которыми обмениваются жених с невестой и их семьи – юино. Родным невесты семья жениха преподносит набор из пяти, семи или девяти специальных конвертов, в один из которых вкладывают деньги для погашения свадебных расходов. Оставшиеся конверты ранее наполнялись ритуальными продуктами (сушёными кальмарами или водорослями) теперь оставляют пустыми, они символизируют собой пожелание долгой супружеской жизни, счастья и благополучия. Иногда в конверт кладут список свадебных расходов и/или расходов, связанных с обустройством молодых, - эти расходы берут на себя родители жениха. В ответ семья невесты преподносит примерно половину стоимости даров, что символизирует собой согласие семей с выбором партнёра.
В последнее время этот ритуал заменяется европейским, когда мужчина дарит женщине помолвочное кольцо и просит её руки, а женщина в ответ дарит ему подарки. Традиционный для такого кольца бриллиант часто заменяется на камень, соответствующий месяцу рождения невесты.
Нередко жених и невеста обмениваются списками своих родственников (мокуроку) с точным указанием родства – ведь, если жених на свадебном банкете назовёт по имени двоюродную бабушку своей молодой жены, то это несомненно произведёт самое благоприятное впечатление.
Готовиться японцы начинают практически за полгода, т.к. каждому из приглашённых необходимо отправить приглашение по почте как минимум месяца за 2-3, а он, в свою очередь, должен решить, сможет ли присутствовать на торжестве и отправить своё согласие таким же образом.
Заранее составляется и меню свадебного застолья (в нём могут присутствовать блюда любой из известных человечеству кухонь), и количество приглашённых, и многое другое, что обычно составляют наши будущие молодожёны. За исключением машин: в Японии не принято наряжать автомобили так, как это делаем мы – лентами, шарами и прочими «штучками». Машины остаются в своём первозданном облике, а многие гости и вовсе приезжают на метро или другом общественном транспорте.
Также не принято танцевать на свадьбах – тамада развлекает собравшуюся компанию, музыканты играют различные мелодии, молодёжь может спеть в караоке, но танцевать – ни-ни!
Наряд невесты называется сиро-маку (shiro-maku) и по сути является двумя кимоно: белое кимоно надевается непосредственно на церемонию бракосочетания, а на следующий за церемонией банкет поверх белого кимоно надевается цветное (утикакэ - uchikake). В последнее время, правда, на банкетах невесты блистают в западных свадебных нарядах - сказывается влияние модных журналов. Как правило, ранее стоимость свадебного кимоно выплачивал жених, но теперь оно всё чаще берётся напрокат.
Если современные японки по большей части не в состоянии самостоятельно правильно надеть обычное кимоно, то со свадебным они тем более не справятся, поэтому перед церемонией невесту долго наряжают и делают специальную причёску (бункин-но такасимада – bunkin-no takashimada). Согласно поверьям японцев у каждой женщины есть своеобразные рожки ревности, которые во время церемонии принято покрывать специальной «шляпкой» - цуно какуси (tsuno kakushi).
Дополнительными свадебными аксессуарами являются небольшая сумочка-мешочек, маленький меч в ножнах, а также веер, который заткнут за оби таким образом, что постепенно раскрывается, символизируя счастье.