Вверх
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общение » Япония » Камикадзе - боги без земных желаний (Часть первая)
Камикадзе - боги без земных желаний
FleurДата: Сб, 05.12.2009, 19:36 | Сообщение # 1
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline


Подобно цветам сакуры
По весне,
Пусть мы опадем,
Чистые и сияющие.

Камикадзе… Пожалуй, нет в японской культуре другого феномена, которому давали бы столь противоречивые и путаные оценки.

Гнев Японских Богов


Большинство наших современников считает, что камикадзе появились во время Второй мировой войны, в ходе ожесточенных сражений между Японией и США. Это не так: понятие «камикадзе» появилось еще в XIII веке и буквально означает «божественный ветер». Происхождение этого словосочетания было связано с совершено невероятной историей, приключившейся с одним из внуков неистового Чингисхана − ханом Хубилаем (родным братом хана Батыя. − Прим. авт.)

В 1274 г. сорокатысячная монгольская конница на 900-х кораблях вторглась в Японию. В военном отношении монголы превосходили японцев: они были лучше вооружены, лучше организованы, превосходно владели тактикой конных атак и наработанными военными уловками, очень быстро передвигались, слаженно перестраивались в бою и имели огромный опыт ведения успешных войн. Кроме того, они располагали новейшими видами вооружений: мощными метательными орудиями, пороховыми осколочными гранатами и даже первыми образцами огнестрельными оружия (в Европе порох и огнестрельное оружие появится значительно позднее.)

Нельзя сказать, что самураи могли противопоставить захватчикам только отвагу, бесстрашие и великолепное владение холодным оружием в пешем строю. Вовсе нет: самураи были прекрасными наездниками и лихими рубаками, славились они и искусством конной стрельбы из лука. Они сражались с отчаянностью обреченных, но при столкновении со столь сильным и вооруженным до зубов противником самураи несли огромные потери. Монголы применяли неприемлемые для японцев методы ведения войны, которые самураи считали «бесчестными»: сжигали поселения, разоряли поля, безжалостно истребляли мирное население и без колебаний совершали любые гнусности, если это хоть как-то могло способствовать их победе.

Кроме того, монголы применяли совершенно неизвестную самураям тактику стрельбы из лука. Вместо того, чтобы вести прицельную стрельбу, они просто засыпали самураев тучами стрел, что приводило к огромным потерям... И если бы не вмешалось провидение, то самураи потерпели бы поражение.

Но история не терпит сослагательного наклонения: неожиданно для всех мощный тайфун сокрушил монгольский флот. Оставшись без поддержки с материка, монгольское войско не смогло сдержать бешеный натиск воспрянувших духом самураев, и было беспощадно уничтожено.

Хан Хубилай пришел в ярость! Не в обычаях неистовых потомков Чингисхана смиряться с нелепым поражением из-за своеволия стихии, и тем более − оставлять безнаказанными столь дерзкие обиды. Поэтому спустя 7 лет, теперь уже как император Китая, он собирает еще более мощную армию и еще более внушительный флот. И тут случается нечто совершенно фантастическое: тайфун снова топит его флот и вместе с ним 107 тыс. воинов!

Поэтому нет ничего удивительного в том, что японцы назвали тайфун «божественным ветром» и стали считать его спасителем нации.


В Средние века и Новое время самураи неоднократно совершали подвиги ценой своей жизни, однако «камикадзе» их не называли. Подобные примеры есть и в истории других стран, в том числе − и России. Но Япония − случай совершенно уникальный. И прежде всего потому, что культура этой страны не похожа ни на что. Самое наглядное тому свидетельство − это Бусидо, кодекс чести самураев, выработанный более чем за тысячу лет.

Бусидо означает «путь воина» или «смерть». Самурайский кодекс имеет многовековую историю, его законы не раз переписывались, но главный принцип всегда оставался неизменным: «Вы можете потерять свою жизнь, но честь – никогда». В мире нет другой страны, где так щепетильно относились бы к чести, и так не дорожили собственной жизнью.

В основу национального характера легли принципы бесстрашных самураев, их культура, их мораль и их видение мира. А сами самураи были вправе выбрать для себя смерть в любой момент, если по каким-то причинам они не хотят жить либо считают такую жизнь бесчестьем. В отличии от Запада, где самоубийство считается тяжким грехом, в Японии оно таковым никогда не считалось.

Вот хроника 1333 года:

Оставшиеся в живых вассалы бросились к средним воротам, крича: «Наш господин забрал свою жизнь. Да последуют все верноподданные его примеру!» Затем они подожгли дворец, встали в дыму в ряд и вскрыли себе животы. Не желая быть обесчещенными, три сотни других воинов взрезали себе животы и сошли в преисподнюю.

Может сложиться впечатление, что самураи были очень храбрыми, но совершенно невежественными, раз не смогли лишить себя жизни каким-либо более быстрым и надежным способом. Это ложное впечатление: самураи хорошо знали анатомию и могли одним ударом ножа лишить себя жизни. Однако, по их понятиям, это было бы слишком просто, слишком приятно, и потому недостойно настоящего самурая. Настоящий же самурай должен демонстрировать не только презрение к смерти, но и презрение к боли. Именно по этой причине они практиковали харакири − весьма изощренный и мучительный способ самоубийства

Уже в те незапамятные времена самураи не дорожили жизнью и легко с ней расставались. Для них проблема была вовсе не в дилемме выбора между жизнью и смертью − они давно выбрали путь смерти, а в том, чтобы уйти из жизни достойно и «не теряя лица». То есть − совершить харакири хладнокровно и невозмутимо, и по возможности − молча, не издавая стонов.

Именно в отношении к собственной смерти и состоит японский феномен, не понимая которого, не понять ни самураев, ни тех японцев, которые самураями не были, ни самой их нации в целом.

Ритуальные самоубийства были в большом почете не только в Средние века, но и в более позднее время − даже когда их некоторые, наиболее гибельные по своим последствиям массовые формы запрещали законом.


Временами демонстрация несгибаемости духа и презрение к смерти достигало такого размаха, что самураи ставили под угрозу существование собственных кланов и всего сословия в целом. К примеру, известен случай, когда харакири одновременно совершили сразу 870 человек.

Сёгун Токугава был всерьез озадачен такой проблемой, и ему вовсе не улыбалась перспектива остаться без своих подданных. В 1663 г. Токугава издал эдикт, строжайше запрещавший один из видов харакири − дзюнси и грозивший ослушнику не только казнью всех его близких, включая малых детей, и конфискацией всего имущества, но и тем, что имя его семьи навсегда останется покрыто несмываемым позором. Именно последняя угроза и возымела действие − популярность дзюнси пошла на убыль (дзюнси − разновидность ритуального самоубийства, точнее − мотивов, по котором оно совершалось, означает «самоубийство вослед».)

Тем не менее, полностью искоренить пристрастие самураев к дзюнси не удавалось никогда. Такие вещи случались даже в XX веке: генерал Ноги, герой Русско-японской войны, в 1912 г. совершил дзюнси после смерти императора Мэйдзи.

Не зря самураи называли себя «влюбленными в смерть» − ритуальные самоубийства в Японии популярны и поныне. В наше время, каждый год десятки тысяч (!) японцев по причинам личного характера сводят счеты с жизнью, совершив харакири.



Японский Гамбит


В начале и середине Второй мировой войны нужды в камикадзе не было: Япония имела мощный военно-морской флот, что позволило ей захватить Филиппинские острова и множество других территорий (видимо, слабость американских ВМФ определялась их катастрофическим поражением в декабре 1941 г, в Пёрл-Харбор.)

Ситуация кардинально изменилась к лету 1944 г., когда в ходе боевых действий в бассейне Тихого океана мощный авианосный флот США начал наносить флоту Японии одно сокрушительное поражение за другим. И упрекнуть японскую армию, авиацию или флот было не в чем: японцы сражались с отчаянностью обреченных за каждый остров, город или порт. Но силы были слишком неравны. Имевшие огромное огневое и численное преимущество американские военные корабли, при массированной поддержке с воздуха почти безнаказанно расстреливали и топили некогда грозные крейсера, красу и гордость японского военно-морского флота. Но еще хуже было другое: если американцы могли вводить в масштабные сражения все новые эскадры, флоты и дивизии, то у Японии резервов уже не было.

Именно тогда и вспомнили о «божественном ветре», дважды спасавшем Японию от неминуемого поражения. И хотя новая доктрина многих шокировала и встретила серьезное сопротивление в высшем военном руководстве, однако у Японии уже не было другой возможности сдерживать всё более мощные и масштабные атаки своих врагов.

Ключевую роль в создании подразделения самоубийственных таранных атак, который получит наименование «корпус специальных ударных атак «Симпу», сыграл вице-адмирал Ониси Такидзиро («Симпу» − другое название корпуса специальных атак, то же, что и «камикадзе».). Это был жесткий и волевой военачальник, обладавший многими талантами и большим боевым опытом. За деятельное участие в создании небывалого подразделения, адмирал Ониси получит прозвище «отец камикадзе». Пока же вновь создаваемый корпус нуждался в добровольцах.

Конечно, ни один из кандидатов в корпус специальных атак в своем заявлении не писал, что он желает прославить свой род. Напротив, он заверял начальство, что поступает так из чувства патриотизма и потому просит оказать ему великую честь − отдать свою жизнь за императора. Однако следует пояснить, что родовой мотив играет далеко не последнюю роль.

Согласно древней самурайской традиции, подвиг, совершенный во благо товарищей по оружию, а тем более − во благо родного клана, непременно станет семейным достоянием, память о котором будет бережно передаваться от поколения к поколению. Что ж тогда говорить о подвиге, совершаемом во благо всего японского народа?

В случае надлежащего исполнения своего долга, совершаемого во благо Японии, пилоту-смертнику и всей его семье, независимо от результатов самоубийственной атаки, присваивался титул «хомаре но ив» − «сверхуважаемые». Ореол же героического подвига, совершенного во благо всей нации, оставался в его роду навсегда.

Такую логику постичь непросто, и, видимо, именно поэтому другие нации, совершенно не зная и не понимая древнюю японскую культуру, считают камикадзе едва ли не сумасшедшими.

Первоначально корпус специальных атак состоял всего из 26-ти истребителей, из которых большая часть предназначалась для таранных атак, а меньшая − для сопровождения и боевого охранения камикадзе. В состав корпуса входило 4 звена, каждое из которых получило выразительное название: «Сикисима» (поэтическое название Японии), «Ямато» (древнее название Японии), «Асахи» (восходящее солнце), «Ямадзакура» (цветы горной вишни или сакуры).

Ударные звенья вновь созданного корпуса получили весьма колоритные названия. Японцы остались верны себе: они как никто другой могли видеть красоту в самых обыденных вещах, но основная причина создания корпуса «Симпу» была в другом. Основная причина заключалась в том, что боеспособность Императорского флота катастрофически снизилась, наземные войска и авиация тоже несли невосполнимые потери. Впоследствии, по мере реализации этой спорной идеи, будут опробованы разные варианты транспортировки большого заряда взрывчатки: управляемые смертниками торпеды, катера, планеры… Но самыми эффективными окажутся истребители «Зеро» − по тому времени более или менее современные самолеты.

Один из самых распространенных домыслов о камикадзе состоит в том, что смертников вербовали чуть ли не насильно. На самом деле, попасть в первые соединения корпуса специальных атак было не так-то просто. Сначала туда брали далеко не всех желающих. В первую очередь, учитывали, конечно, лётный и боевой опыт, однако важное значение придавали и другим моментам, например − семейному положению претендента.

Самый трагический тому пример − судьба Хадзимэ Фудзи. Осенью 1944 года, как только военным летчикам стало известно о наборе добровольцев во вновь формируемый корпус специальных атак, среди прочих туда незамедлительно обратился и лейтенант Хадзимэ Фудзи. Однако молодому летчику отказали в чести стать камикадзе, потому что он был женат и к тому же имел двух малолетних детей (как правило, в корпус камикадзе не брали летчиков, имевших семью. Во всяком случае, это ограничение действовало до лета 1945 г.) Чтобы устранить препятствие, его жена собственноручно умертвила своих годовалых детей и покончила с собой. В своей предсмертной записке, адресованной командованию корпуса специальных атак, она объясняла мотив своего поступка тем, что совершает это ради своего мужа, и что причин, препятствующих ему в выполнении его долга, больше нет. То есть, теперь он может стать камикадзе...

По поводу ее трагического решения можно долго возмущаться и обвинять одновременно глубоко несчастную и бесчеловечно жестокую мать в самых страшных грехах. Можно… Нам это просто не понять. Однако не уважать мужество ее выбора нельзя.

Военное руководство не стало давать оценок случившемуся, но засекретило тот случай, и о нем стало известно лишь после капитуляции Японии. Мотив военных понятен: получи тот случай огласку, и в стране найдется немало матерей, готовых ценой жизней родных детей и своих собственных оказать подобную «протекцию» своим мужьям.

Что же касается формирования первых подразделений корпуса специальных атак, то конкурс образовался нешуточный: на это звание претендовали и только что закончившие лётную школу юнцы, и опытные пилоты, и старшие офицеры, и сами инструкторы, которые должны готовить летчиков-камикадзе. Причина была проста: первый камикадзе, который сумеет поразить цель, автоматически становится не просто национальным героем, а героем, совершившим беспрецедентный в истории Японии подвиг, память о котором сохранится в веках. Кроме того, вступить в бой первым всегда было для самурая большой честью, эта традиция насчитывает много веков. Была и еще одна, и скорее всего − самая значимая для японцев причина: в честь каждого камикадзе, отдавшего свою жизнь для блага Родины или Императора (для японцев эти понятия тождественны.), в самом знаменитом и почитаемом синтоистском храме − Якусуни будет установлена персональная медная табличка с именем героя (для россиян это трудно понять: что-то вроде почетного захоронения в кремлевской стене − нет близких аналогов.)

Именно отсюда и берет начало ритуальное прощание камикадзе, обращенное к своим боевым товарищам: «До встречи в Якусуни!»

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что смертники еще в своей земной жизни получали невиданный ранее социальный статус: ведь по-японски словосочетание «камикадзе» означает «божественный ветер».



Сильные Духом

Незадолго до рассвета, у подножья скалистого утеса стояла группа молодых летчиков. Они молчали. Их взоры следили за алеющим востоком. Еще немного и взойдет солнце − символ их страны, от которой они сейчас находились за тысячи миль. Прямо перед ними в предрассветной мгле угадывался красивый пейзаж: быстрая речка, весело бегущая по каменистому руслу, яркая зелень тропических лесов, розовеющие облака в небе и безмолвная гладь океана вдали…

Их мысли были очень далеко от того места, где они стояли, их мысли были в родной Японии, которой они уже никогда не увидят. Мысленно они прощались с Родиной, своими близкими и друзьями, с родным домом, со всем, что они помнили и любили, что им было дорого и что вызывало такое щемящее чувство в их сердцах…

В их жизни наступал последний день − 20 октября 1944 г. Среди летчиков выделялся их командир − высокий и стройный лейтенант Секи. Он, как и все, ждал, когда из-за горизонта появится краешек солнца. Он тоже прощался с Родиной и своей любимой, которая стала ему женой лишь несколько месяцев назад. Ему уже не суждено услышать крик их первенца и узнать, кто это будет: мальчик или девочка… Все эти, такие обычные, земные радости и желания были ему уже недоступны: последняя заря в его жизни разгоралась всё сильнее, и всё алее становился восток.

Наконец, их коснулись первые лучи, но ни отчаяния, ни страха на их лицах не было. Была только решимость выполнить свой долг, и была безмерная печаль… Летчики были собраны, спокойны и уверены в себе. Сегодня им предстоит выполнить свой долг безукоризненно и смело − так, как их учили опытные инструкторы.

После завтрака все ударные звенья в едином строю слушали последние наставления адмирала Ониси. Адмирал был бледен, выглядел уставшим, говорил медленно. Последние слова напутствия давались ему с трудом: «Япония находится в смертельной опасности. Спасение нашей страны теперь не по силам министрам, Генеральному штабу и нижестоящим командирам вроде меня. Только вы, молодые и сильные духом, можете спасти ее. Поэтому ради миллионов наших соотечественников я прошу вас пойти на эти жертвы и молюсь за ваш успех».

Голос адмирала Ониси дрожал: «Вы уже боги без земных желаний. Но одну вещь вы хотите знать: не будут ли напрасными ваши самоубийственные пике? К сожалению, мы не сможем рассказать вам о результатах. Но я буду следить за вашими усилиями до конца и сообщу о ваших подвигах Трону».

Несмотря на всю его выдержку, на глазах адмирала навернулись слезы: «Я прошу вас сделать всё, что только можно».

Как вспоминали потом очевидцы, у всех перехватило дыхание: никогда еще им не приходилось слышать таких простых и проникающих в самое сердце слов. В речи адмирала не было пафоса или надрыва. Он говорил от чистого сердца, и он действительно вручал в руки совсем молодых парней судьбу Империи. Эти летчики могли решить судьбу страны − они были последней надеждой Японии на победу. Положение Империи было почти безнадежным: спасти страну могло или чудо, или массовый героизм летчиков-камикадзе.

На лицах пилотов читалось спокойствие и уверенность, которые присущи людям, осознавшим свою значимость и свою силу. Они были готовы пожертвовать своими молодыми жизнями ради спасения Отечества и ждали только приказа…

Однако непредсказуемая действительность спутала все карты. Первые боевые вылеты ничего не давали: указанных разведкой целей обнаружить не удавалось, и самолеты раз за разом возвращались на базу. На пилотов было больно смотреть, хотя их вины в том не было. К этому добавились новые беды: их аэродром начал подвергаться внезапным бомбежкам американскими самолетами. Сами летчики не пострадали, но нескольких боеспособных самолетов лишились. В довершении прочего, до них докатилась трагическая новость: авиации противника удалось потопить самые мощные и боеспособные флагманы японского флота.

День тянулся за днем, а разведке не удавалось засечь в пределах досягаемости ни одного заслуживающего внимания, крупного соединения авианесущих кораблей противника.

Молодые пилоты с мрачной решимостью на лицах в который раз обсуждали особенности предстоящих им атак или долгими часами молчали и думали о чем-то своем. Они терпеливо ждали, когда наступит их заветный час. Именно эта неопределенность больше всего и выматывала им душу − затянувшееся ожидание превратилось для них в своего рода пытку, пытку мучительную и изощренную…



Хрустальный Звон Невиданных Атак


Первые подготовленные камикадзе в качестве орудия возмездия использовали типовой истребитель «Зеро», с подвешенной к фюзеляжу 250-ти килограммовой авиабомбой. Такое количество взрывчатки не могло гарантировать потопление крейсера, а тем более − авианосца, и потому опытные инструкторы учили их атаковать крупные цели сразу несколькими самолетами, а также добивать те корабли, которые не удалось потопить с первой попытки их товарищам.

25 октября 1944 г. пять самолетов, пилотируемых камикадзе, в сопровождении еще четырех истребителей сопровождения совершили первый удачный налет на группу американских боевых кораблей. Самолет лейтенанта Юкио Секи, командующего ударным звеном «Сикисима», спикировал на авианосец «Сент-Ло», протаранил его палубу и с ужасающим грохотом взорвался. Столб огня и дыма взметнулся на огромную высоту. Скорее всего, сдетонировал корабельный арсенал или взорвался авиационный бензин, который в огромных количествах хранился в трюмах. Второй самолет попал в палубу того же авианосца и почти в то же место, чем, в общем-то, и добил его окончательно: через полчаса объятый пламенем авианосец «Сент-Ло» пошел ко дну. Третий самолет врезался в другой авианосец, который загорелся, четвертый − утопил крейсер. Пятый самолет, похоже, промахнулся…

В тот день японцы существенно повредили еще шесть авианосцев противника и много других кораблей. При этом потеряли 17 своих самолетов.

Цена казалась невысока, но главное − это заметно укрепило пошатнувшийся дух японской нации. Успешные атаки камикадзе подали призрачную надежду если уж не выиграть войну, то заключить перемирие на приемлемых условиях.

Официальный Токио незамедлительно отрапортовал о блестящей победе в судьбоносном коммюнике императорской ставки, что вызвало небывалый энтузиазм и горячий отклик в сердцах и военнослужащих, и гражданского населения. По токийскому радио стали часто транслировать песню-гимн камикадзе:

Незаметные песчинки,
Мы преданы стране.
За нее идем в свой
Последний путь…

И они летели в свой последний путь, не щадя своих жизней и наводя ужас на врагов, многократно превосходивших их в силе.

Знаменитый воин XVIII века Ямамото Цунэтомо так определил смысл жизни самурая: «Путь самурая – это смерть. В случае необходимости выбора между жизнью и смертью незамедлительно выбирай последнюю. В этом нет ничего сложного. Просто соберись с духом и действуй. Тот, кто выбрал жизнь, не исполнив своего долга, должен считаться трусом…»

Опытные инструкторы в полной мере осознавали психологические трудности, которые должны возникнуть у пилотов, когда те выйдут на позицию атаки. Вот текст инструкции, который должен помнить каждый камикадзе:

Представьте себе, что вы у цели. До нее совсем близко. Вы видите каждую заклепку на палубе вражеского корабля. Последние секунды... Вам кажется, что вы парите в воздухе. Перед вами возникает лицо матери. Она не плачет, нет − всё как всегда. А потом вы слышите тихий звук, такой, будто разбили хрустальную вазу. Вас больше нет.

Из других наставлений инструкторов камикадзе узнавали, что на цель следовало идти с открытыми глазами, не отводя взгляда до самого последнего мгновения. Согласно самурайским традициям, смерть должна восприниматься без каких-либо эмоций, спокойно и с улыбкой на лице. Такое отношение к собственной кончине считалось для воина не только правильным, но и идеальным.

Однако, несмотря на продуманные до мелочей инструкции и грамотно построенную систему обучения, далеко не всем пилотам удавалось поразить цель. Причин было много, вот одна из них: из-за нечеловеческого напряжения последних минут полета, сами камикадзе часто забывали привести бомбу в боевое положение, и тогда, даже при прямом попадании, она не взрывалась, а разрушения, причиненные самим самолетом, были минимальны. В первые боевые вылеты эта ошибка часто повторялась многими пилотами, и потому командирам звена вменили в обязанность отдавать приказ на активацию бомб при визуальном обнаружении целей. (Ставить бомбы на боевой взвод перед самим вылетом было нельзя по другой причине: не было никаких гарантий, что не придется возвращаться на свой аэродром − а такое случалось довольно часто. Садиться же с такой бомбой − это угроза не только пилоту, но и самому аэродрому.)

Звено летчиков-камикадзе всегда сопровождало несколько обычных истребителей, пилотируемых наиболее опытными летчиками. Они всеми силами защищали смертников от атак истребителей противника. Среди них тоже были очень высокие потери, и если половина истребителей сопровождения возвращалась на свои базы, то это считалось приемлемым. Они и сообщали командованию о результатах «специальных атак».

С самого начала в корпусе «Симпу» действовали строгие правила в отношении пилотов истребителей сопровождения: им категорически запрещалось самим применять смертельную атаку. Поэтому они страшно завидовали тем, кто шел на таран вражеских кораблей.

Несмотря на то, что все пилоты из специального ударного корпуса горели желанием отдать жизнь за императора, в бою они вели себя достаточно хладнокровно. Если не находилось подходящей для атаки цели, камикадзе не только имел право, но и был обязан вернуться на базу.



Земной Быт Будущих Небожителей

Личный состав корпуса специальных атак «Симпу», расквартированного на Филиппинах, вел спартанский образ жизни. Тропический климат избавлял от необходимости носить лишнюю одежду, а постоянные перебазирования с одного аэродрома на другой просто не позволяли таскать за собой лишнее. Каждый пилот имел смену белья, пару полотенец, летные карты, мелкие личные вещи и дневник – вот, в общем-то и все, что им требовалось. Всё это хранилось в небольшом чемодане, на котором обязательно была написана фамилия пилота. Не обходилось и без курьезов, которые для европейцев, несомненно, покажутся черным юмором. Например, на чемодане одного из лейтенантов была такая надпись: «Личные вещи покойного капитан-лейтенанта Наоси Канно».

Следует пояснить, что в соответствии с традициями японских вооруженных сил, погибшим в бою офицерам посмертно присваивали следующее воинское звание. При этом не забывали и об их семьях, часто жалуя им различные социальные привилегии, которые не только выделяли, но и заметно возвышали их в понимании других людей. Что же касается пилотов-смертников, гибнувших в самоубийственных атаках, то их обычно повышали на два воинских звания (посмертное присвоение званий характерно для японских традиций. )

В соответствии с европейским менталитетом, такая традиция не представляется нам значимой, однако сами японцы относятся к таким вещам совершенно иначе. Согласно древней традиции, каждая самурайская семья обязана помнить не только имена своих предков, но и их воинский чин. Поэтому надпись на чемодане Наоси Канно вовсе не представлялась его товарищам по «Симпу» мрачной шуткой.

Бытовые условия для камикадзе были такими же, как и для обычных летчиков, даже тогда, когда ожесточенные бои велись за Филиппинские острова − а тогда положение японского военного флота еще не было столь катастрофическим. По мере ухудшения общего военного положения, ухудшались и бытовые условия. Нередко приходилось размещаться в зданиях, сильно пострадавших от американских бомбежек: оконные рамы выбиты, в крыше − дыры, кругом сгоревшие развалины, воронки от бомб и кучи мусора. Воду для бытовых нужд держали в бочках из-под бензина, а спать приходилось прямо на деревянном полу… (в соответствие с древней традицией, в доме самурая всегда поддерживалась безукоризненная чистота, а сам самурай должен дважды в день принимать теплую ванну: утром и вечером. )

Командование специального корпуса никогда не слышало от личного состава жалоб на бытовые условия. Хотя, казалось бы, люди, решившие отдать свою жизнь ради благополучия нации, достойны более комфортных условий проживания в последние недели, а случалось − и дни своей службы.

По воспоминаниям очевидцев, в таких случаях летчики сами приводили здание в порядок: латали крышу, выгребали из здания мусор, мыли полы, находили и стаскивали в свою казарму соломенные тюфяки, одеяла и бамбуковые кровати (пилотами ударных звеньев и групп боевого сопровождения были только офицеры.)

Вот слова их наставника, капитана II ранга Накадзима Тадаси: «После прощальной трапезы ко мне подошел лейтенант Дои и сказал: «Я достал еще шесть кроватей и пятнадцать соломенных тюфяков. Их должны привезти сегодня… Могу я просить вас присмотреть за тем, чтобы они наверняка попали в нашу казарму?» Слова просты и бесхитростны, но они сотрясают наше мировоззрение: ведь лейтенанту Дои на тех кроватях и тюфяках уже не спать − через считанные часы он совершит свою первую и последнюю атаку на вражеский корабль.

Следует также пояснить, что трапеза, о которой упоминает Накадзима Тадаси, есть не что иное, как прощальная вечеринка пилотов-камикадзе: обучение окончено, настал их черед совершить свой последний боевой вылет. Такие вечеринки были традиционны и регулярны: личный состав корпуса специальных ударов обновлялся очень быстро − обучение, и это в лучшем случае, занимало пару недель. Еда была скудной и однообразной, но с выпивкой проблем не было: и летчики обычных соединений, и моряки, и пехотинцы часто присылали для смертников корпуса «Симпу» сакэ (традиционный японский алкогольный напиток.) и всё то, что удавалось раздобыть в условиях фронтовой жизни. С оказией передавали посылки даже из самой Японии. В повседневном же рационе ничего изысканного не было. Проще говоря, кормили их неважно. Обычно на обед летчики получали по плошке водянистого картофельного супа и рисовые шарики. По праздникам кормили лучше: к обычному рациону добавляли соленое говяжье мясо, сушеную каракатицу и сладкое бобовое желе.


Офицеры и солдаты ремонтных, технических и прочих служб, привилегиями камикадзе не пользовались, хотя все они располагались на одном и том же аэродроме. Когда после одной из вечеринок осталась лишняя порция бобового желе, ее отдали связистам. По воспоминаниям очевидцев, нужно было видеть, с каким тщанием и азартом десяток молодых солдат делили между собой ту небольшую порцию, присланную из самой Японии и по случаю доставшуюся им. Солдат кормили плохо, они постоянно испытывали лишения и даже голод, однако сутками не отходили от своих радиостанций и безропотно обеспечивали связью корпус специальных атак.

Существует расхожий миф, что камикадзе могли бесплатно получить всё, что им приглянулось: будь то выпивка, еда или даже красивая девушка. Это не совсем так. С одной стороны, действительно, любой владелец японского ресторана или магазина будет просто счастлив, если ему удастся оказать такую услугу «богу без земных желаний» (поэтическая метафора, одно из названий смертников.) И можно не сомневаться, что он не только запомнит ту историю в мельчайших подробностях, но и с гордостью будет ее пересказывать своим детям, родственникам и соседям. Примерно то же самое можно сказать и о девушках. С той лишь разницей, что распространятся об этом они не будут. Для них это тоже великая честь − подарить хотя бы час любви бесстрашному самураю, решившему отдать свою жизнь во благо всей нации.

С другой же стороны − всю свою очень короткую жизнь камикадзе проводили в казарме при аэродроме, где ни магазинов, ни ресторанов не было. Очень редко кому-то из них случалось по какой-нибудь служебной надобности оказаться в городе. Тогда − да, отбоя от предложений не было: любой японец считал за великую честь оказать какую-нибудь услугу.

Причины такого отношения к камикадзе кроются в самой культуре Японии, в традициях «Бусидо» и в отношении японцев к смерти.

Но японцы увидят своих героев вблизи только в конце войны, когда корпус «Симпу» будет базироваться в самой Японии. Камикадзе последних наборов не будут дотягивать до уровня «богов без земных желаний»: заметно упадет дисциплина, участятся пьянки и прочие недостойные выходки. Соответственно, изменится и отношение со стороны населения: такого восхищения, как раньше, уже не будет.



 
KensukeДата: Сб, 05.12.2009, 19:37 | Сообщение # 2
Кьюби
Группа: Странник
Сообщений: 793
Статус: offline
Ты стоко инфы выкладываешь))ща потом читать буду хд
 
FleurДата: Сб, 05.12.2009, 19:43 | Сообщение # 3
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Ками_Сама, слишкам мноха букофф? хДД
 
KensukeДата: Сб, 05.12.2009, 19:50 | Сообщение # 4
Кьюби
Группа: Странник
Сообщений: 793
Статус: offline
Fleur,
ошенама

 
РенДата: Сб, 05.12.2009, 20:09 | Сообщение # 5
Группа: Странник
Сообщений: 5401
Статус: offline
Да, я угадал))) да да да xDDDD
А дальше что? xD

 
FleurДата: Сб, 05.12.2009, 20:13 | Сообщение # 6
Группа: Странник
Сообщений: 19341
Статус: offline
Рен, ты не угадал хДД
Эть я специально для тя хД

 
РенДата: Сб, 05.12.2009, 20:16 | Сообщение # 7
Группа: Странник
Сообщений: 5401
Статус: offline
Fleur, ах спасибо)
Ну а в завершение написала бы статейку о спрыгивание с многоэтажок xDDD

 
KensukeДата: Сб, 05.12.2009, 20:20 | Сообщение # 8
Кьюби
Группа: Странник
Сообщений: 793
Статус: offline
Рен,
лучше 1 раз почуствовать чем 100 раз прочитать. Вперед, и с песней

 
РенДата: Сб, 05.12.2009, 20:23 | Сообщение # 9
Группа: Странник
Сообщений: 5401
Статус: offline
Ками_Сама, мне хватает ежедневного биения головой об стенку))


Сообщение отредактировал Рен - Сб, 05.12.2009, 20:23
 
Форум » Общение » Япония » Камикадзе - боги без земных желаний (Часть первая)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: