Главная » Доска объявлений » Восточная Культура » Япония |
15.07.2010, 21:08 | |
Выбор друзей Воин на службе может иметь много товарищей, коллег, но, конечно же, он естественно стремится поддерживать дружеские отношения с теми, кто смел, справедлив, умен и влиятелен. Немного таких имеется воинов, но даже если и найдется один среди ваших друзей, он сможет оказать большую помощь в трудную минуту. Вообще говоря, негоже для воинов ошибаться в выборе друзей, как и вообще сближаться с кем-либо, пить и есть вместе, обмениваться частыми визитами. Поясню. Воины становятся близкими друзьями только, когда они заглядывают друг другу в сердце. Воины не должны сближаться случайно, без предварительного намерения, лишь для веселого времяпрепровождения или приятной беседы. Если они окончательно потеряли чувство приличия и ведут себя развязно, распевая ночами, если они чувствуют себя в эйфории и могут беспечно болтать, им нужно образумиться и отдалиться друг от друга, более не разговаривая. И без посторонней помощи они могут в конечном итоге сами образумиться и все исправить. Внешность таких людей может напоминать воинов, но их психология сродни мироощущению простых работяг. Подобного следует остерегаться и избегать.
Главное Тот, кто собирается стать воином, считает своей самой главной заботой помнить о смерти все время, каждый день и каждую ночь, начиная с утра наступающего нового года и до поздней ночи года уходящего. Пока ты постоянно вспоминаешь о смерти, ты будешь также постоянно исполнять Путь преданности и семейного долга, заключающегося в заботе о родителях и почитании предков. Ты также избежишь несчетных бед и несчастий, будешь физически крепок и здоров и проживешь долгую жизнь. Более того, твой характер укрепится и мужество возрастет. На это есть причины. Любая человеческая жизнь подобна вечерней прохладе и утренним заморозкам — чему-то хрупкому и эфемерному. Это касается жизни всех людей, но жизнь воина особенно непредсказуема, непрочна и зависит от множества обстоятельств. Если люди подбадривают себя мыслью о долгой жизни, хотя они и думают, что вечно будут заниматься своей работой и заботиться о своих родителях, всякое может случиться — они могут не угодить своим хозяевам или начать плохо обращаться с родителями. Но если ты сознаешь, что жизнь, которая протекает сейчас, не обязательно продлится и завтра; тогда, получая задание от хозяина и навещая родителей, ты представляешь, что это может быть в последний раз — и поэтому не можешь не оправдать доверия своего хозяина и своих родителей. Вот почему я говорю: ты всегда выполнишь Путь преданности и семейного долга, если будешь помнить о смерти. В каждом случае, когда ты забываешь о смерти и становишься рассеянным, ты теряешь бдительность и утрачиваешь контроль над ситуацией. Ты можешь сказать что-нибудь обидное собеседнику и затеять спор. Или можешь прогуливаться в излюбленном месте, где у тебя нет никаких дел, и, не сторонясь толпы, наткнуться на глупца и ввязаться в неожиданную драку. Ты можешь потерять собственную жизнь, создать плохую репутацию своему господину и доставить огорчения своим родителям, сестрам и братьям. Все эти неприятности происходят из-за рассеянности, когда ты не удосуживаешься постоянно помнить о смерти. Когда ты постоянно помнишь о смерти, когда ты говоришь и когда отвечаешь на то, что говорят тебе, ты понимаешь значимость и смысл каждого слова как профессиональный военный, поэтому ты не впутываешься в пустые споры. Само собой разумеется, ты не пойдешь в подозрительные места, даже если тебя пригласят, и поэтому избежишь неожиданных неприятностей. Вот почему я говорю: ты избежишь множества бед и несчастий, если будешь помнить о смерти. Люди из самых разных сословий, высоких и низких, постоянно переедают, слишком много пьют и потакают своим страстям в неразумных пределах; все это из-за того, что они забывают о смерти. Излишества изнашивают их внутренние органы, и они могут умереть совсем молодыми, или же часто болеть, или стать инвалидами. Когда ты постоянно помнишь о смерти, даже если ты молод и здоров, ты всегда знаешь, как о себе позаботиться. Ты умерен в еде и питье, избегаешь сексуальных излишеств и ведешь себя разумно. Когда ты воображаешь, что твое пребывание в этом мире будет достаточно долгим, многие желания охватывают тебя и ты становишься очень активным. Ты хочешь то, что есть у других, и цепляешься за свое собственное имущество, развивая склонность к накопительству. Когда же ты постоянно помнишь о смерти, алчность естественно ослабевает и не превращается в желание присвоения, захвата. Вот почему я говорю, что твой характер закаляется. Но возникает вопрос — как помнить о смерти? Всего лишь сидеть, ожидая смерти двадцать четыре часа в сутки, как монах Синкай, о котором писал в «Цурэдзурэгуса» Иосида-но Кэнко, — такое может подходить для монашеских медитаций, но не соответствует задачам боевого обучения. Если ты встретишь смерть подобным образом, то не выполнишь своего долга верности перед хозяином и семейных обязательств перед родителями; и твоя профессиональная воинская состоятельность потерпит фиаско. Этого никогда нельзя допускать. Выполняй свой общественный и семейный долг день и ночь, и затем, как только выдастся свободное время, когда твои мысли не заняты, думай о смерти, заботься о соответствующем настроении. Говорят, что в наставлениях своему сыну Масаюки великий герой Кусуноки Масасигэ наказывал ему «всегда быть готовым к смерти». Все это излагается для осмысления молодыми, новообращенными рыцарями.
Дружеские отношения Для воина гордиться своей надежностью естественно, и это точно соответствует рыцарскому кодексу. Тем не менее, если вы демонстрируете надежность без особой надобности, выделяясь там, где у вас нет занятия, взваливая на себя заботы, которые вас не касаются, тогда вас назовут назойливым, вмешивающимся не в свои дела; а это вообще нехорошо. Даже когда происходит то, что, по вашему мнению, должно заинтересовать вас, но никто не спрашивает вашего мнения и не просит о помощи, лучше не вмешивайтесь. Поясню. Если вы воин, то когда-нибудь к вам наверняка обратятся с просьбой о помощи и покровительстве, которые вы должны будете оказать, независимо от того, насколько трудным это может быть. В зависимости от развития событий вполне возможно, что вам придется пожертвовать своей единственной жизнью за вашего господина, ваших родителей или братьев. Вот почему я так резко выступаю против показного бравирования надежностью без достаточных на то оснований. Когда древних воинов просили о чем-нибудь, они сначала оценивали степень осуществимости требуемого и, если считали, что задача невыполнима, с самого начала отказывались помогать. Даже в случае, когда дело рассматривалось ими как осуществимое, они соглашались взять на себя ответственность только после тщательного анализа всех обстоятельств; поэтому все, за что они все-таки брались, было просто обречено на удачу. За это один из древних воинов был даже награжден как специалист по улаживанию сложных конфликтов. Если, однако, вы с готовностью откликаетесь на любую просьбу без надлежащих размышлений и считаете пустяком, когда помочь не удается, вы приобретаете репутацию ни на что не годного, никчемного человека. Далее, высказывать окружающим свое мнение или возражать против их точек зрения — эти действия следует делать весьма обдуманно. Хотя и не имеет особого значения, если люди выражают свое мнение слишком многословно, когда говорят со своими родителями, учителями, братьями, дядями, племянниками, детьми, школьниками; но при этом все, что говорит воин, должно быть вежливым, взвешенным и обдуманным. И насколько надо быть более внимательным и тактичным в разговоре с друзьями и товарищами по работе; деликатность даже более уместна в этих условиях. И еще, если кто-то приходит к вам за советом, безоговорочно отказать под предлогом, что это выше вашего понимания — случай исключительный. Раз уж вы стали чьим-то доверенным лицом, то это отражает определенный уровень искренности, позволяющий вам не бояться правды и высказывать свое мнение свободно, даже если партнеру не нравится то, что вы говорите. Если, однако, вы малодушны и трусливы и боитесь сказать правду, опасаясь, что причините обиду или огорчение, и поэтому говорите что-то подходящее к случаю, вместо того, чтобы сказать то, что требуется, тем самым побуждая других говорить то, что они не собирались сказать, или провоцируя их совершать грубые ошибки во вред себе — тогда вы бесполезны как советчик. И еще. Если люди настолько глупы, что отвергают советы и совершают ошибки по собственному полному неразумению, настаивая на своем праве делать все по-своему, вы не можете поддерживать дружеские отношения с такими людьми. | |
Добавил: Fleur | | |
Просмотров: 279 |
Всего комментариев: 0 | |